Российский биатлон продолжил путь к историческому провалу
Спецкор «Ведомостей» рассказывает об очередных неудачных днях российских биатлонистовНа стадионе «Лаура» два последних дня отвратительная погода. Молочный туман, который то приходит, то уходит. Дождь со снегом. Постоянные переносы гонок, из-за чего на сегодняшнем мужском олимпийском масс-старте трибуны были заполнены едва ли на треть. И отвратительное настроение всех тех, кто имеет отношение к российскому биатлону - спортсменов, тренеров, журналистов, болельщиков. Спецкор «Ведомостей» побывал на месте событий и убедился в том, что все плохо, но никто не знает почему.
Команда не просто осталась без медалей на мужском и женском масс-стартах - она сделала это так, что было понятно: медали нереальны ни при каких обстоятельствах. Вообще ни при каких. Более того, есть серьезная вероятность, что этих медалей в оставшиеся дни больше не будет вообще (в первые дни, напомним, серебро выиграла Ольга Вилухина в спринте и бронзу Евгений Гараничев в индивидуальной гонке). И тогда впервые с 1960 г. команда приедет домой без победы.
Собственно, для тех, кто более-менее наблюдал за российским биатлоном в последние годы, ничего неожиданного не происходит. К историческим антирекордам нам не привыкать. Три года подряд - 2011-й, 2012-й, 2013-й - команда оставалась без медалей на чемпионатах мира. Такого за все полвека с лишним существования биатлона как вида спорта не было никогда.
Старший тренер мужской сборной России Николай Лопухов сегодня впервые сам пришел в пресс-центр, специально, чтобы поговорить с журналистами. За этот поступок его надо поблагодарить - многие и на это не способны. Спрашивали его долго, отвечал он обстоятельно, но после одной фразы стало все понятно: «Одной причины такого выступления нет. Где-то нам не везет».
Вот в этом и есть главная проблема. Плохо не то, что у российского биатлона большие проблемы и длятся они уже не первый сезон. В конце концов, от дна можно оттолкнуться - если ты знаешь, что это дно. Плохо то, что после падения на каждое новое дно снизу через какое-то время начинают стучать. Плохо то, что никто не знает, что надо делать. Спецкор «Ведомостей» за эти сезоны поговорил с десятком людей российского биатлона - и под диктофон, и неформально. Все они искренне пытались что-то сделать, предлагали новые методики, приглашали в тренерский штаб разных заслуженных людей - но ничего не менялось. Становилось все хуже.
Лопухов, конечно, прав в том, что одной причины нет. Кто-то говорит, что исчерпала себя тренерская школа, основанная на советских методиках. Кто-то сетует, что не осталось нормальных специалистов по спортивной медицине. Кому-то кажется, что все испортил приход в биатлон олигарха Михаила Прохорова, который залил бонусным медом и без того сладкую жизнь представителей национальной команды и они просто потеряли навык заставлять себя в самых стрессовых ситуациях. Кто-то считает, что все завалили своими управленческими решениями ничего не понимающие в биатлоне «эффективные менеджеры», приведенные тем же Прохоровым.
Даже если предположить, что все это чистая правда, сейчас это не важно. В любом случае после Сочи придется все начинать с нуля и, видимо, другими людьми. И без всяких гарантий, что снизу не продолжат стучать.
А в эти дни простая белорусская девушка Дарья Домрачева рвется в историю - только с другой стороны. Она выиграла в Сочи три золотые медали - и стала второй трехкратной олимпийской чемпионкой в женском биатлоне и первой, кто одержал три победы на одних Играх исключительно в личных гонках. История Домрачевой простая: родилась она в Минске, в раннем детстве родители переехали в ханты-мансийский городок Нягань, где она начала заниматься биатлоном и добилась даже некоторых успехов на юниорском уровне за сборную России. А в 17 лет решила вернуться в то место, которое считала родиной.
И теперь понятно, что это было самым лучшим решением в ее жизни.