Минпромторг подготовил поправки в закон о торговле, чтобы поддержать киоски

Минпромторг подготовил поправки в закон о торговле, чтобы поддержать нестационарную торговлю

Взаконопроекте планируется реализовать важнейший принцип «меняется место - сохраняется бизнес», объяснил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов (комментарии он передал через представителя): если власти изымают у предпринимателя место, на котором находится его торговый объект, ему обязаны предоставить равноценное компенсационное место с тем, чтобы он не прерывал своей работы. Кроме того, Минпромторг предлагает уточнить и «сделать более прозрачными и предсказуемыми все процедуры - от формирования схем размещения нестационарных торговых объектов до оформления договорных отношений с хозяйствующими субъектами», говорит Евтухов.

Уведомления о двух пакетах поправок опубликованы на госпортале раскрытия информации, тексты предлагаемых изменений пока не опубликованы.

Поправки подразумевают упрощение процедур для размещения торговых объектов «социально значимой торговли» - к такой министерство относит продажу свежих продуктов питания, печатной продукции и товаров фермерских хозяйств, продолжает Евтухов.

О намерении подготовить поправки в закон о торговле Минпромторг сообщал в начале года в ответ на жалобы торговцев сразу из нескольких регионов. Торговцы жаловались на «произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов» местными чиновниками, а также на то, что в новые схемы не включаются уже работающие торговые точки. В 2013 г. мелкая розница жаловалась в том числе и мэру Москвы Сергею Собянину, с приходом которого начался пересмотр правил размещения ларьков и рынков, часть объектов была снесена. По данным департамента торговли и услуг Москвы, до реформы мелкой розницы в городе было около 22 000 объектов, после разработки единой схемы размещения их количество сократилось до 8552 круглогодичных и 1842 сезонных точек.

Схемы размещения нестационарных торговых объектов местные чиновники часто изменяют без учета мнения бизнеса, говорит Владлен Максимов из Межрегионального профсоюза предпринимателей. Поэтому принцип «меняется место - сохраняется бизнес» Максимов считает «абсолютно правильным». «Небольшие киоски и магазины востребованы потребителями. Крупные сети развиваются, но ни о каком насыщении сетями речи не идет», - убежден он. По данным Infoline, в 2013 г. в России доля современных форматов в розничной торговле (супермаркетов, дискаунтеров, гипермаркетов и других форматов ритейлеров) составила 58%.

Поправки в закон о торговле должны помочь устранить «негативные тенденции в сфере нестационарной торговли», говорится в пояснениях на госпортале раскрытия информации. В последние несколько лет число рынков и киосков в России сокращалось: по данным Nielsen, с 2010 по 2012 г. число крытых рынков в стране снижалось в среднем на 10% в год до 49 522 в 2012 г., число киосков - на 2,8% в год до 40 361 штуки в 2012 г. С начала 2013 г. ситуацию для мелкой розницы ухудшили новые требования закона, по которым в нестационарной рознице была запрещена продажа пива, с 1 июня 2014 г. запрет начал действовать для продажи сигарет в киосках. Ранее Infoline оценивал, что до 80% выручки киосков приходится на пиво и сигареты.