Бизнес
Бесплатный
Виталий Петлевой
Статья опубликована в № 3849 от 10.06.2015 под заголовком: Металлурги ищут рынки

Как российские металлурги борются за клиента

Сокращение потребления проката в России и мире, заградительные пошлины заставляют сталеваров искать новые рынки и заботиться о своих партнерах

Для российских металлургов I квартал оказался успешным. Рентабельность по EBITDA у трех компаний из первой пятерки (ММК, НЛМК и «Северсталь») была на уровне 30%, а чистая прибыль выросла в сравнении с прошлым годом вдвое. Причиной тому была девальвация рубля и повышение операционной эффективности, объясняли представители компаний. Для сравнения: год назад уровень рентабельности российских металлургов был около 15–20%.

Но долго радоваться металлургам не придется, уверен аналитик RMG Андрей Третельников. Несмотря на хорошие показатели эффективности, выручка компаний снизилась. По итогам I квартала у ММК она снизилась в сравнении с 2014 г. на 19,6% до $1,5 млрд, у «Северстали» – на 23% до $1,5 млрд, у НЛМК – на 16% до $2,2 млрд, говорит он. Прогноз металлопотребления в России в 2015 г. по основным отраслям неутешительный, говорится в презентации «Русской стали» (см. график). По оценке партнерства, в этом году потребление снизится на 10%. А в России продается почти 70% всего производимого в России проката – 45 млн т. Остальное отправляется на экспорт, следует из презентации «Русской стали».

Но зарубежные рынки не спешат принимать низкую по себестоимости российскую сталь: за последние 12 месяцев США приостановили экспорт горячекатаного проката из России, Евросоюз продлил антидемпинговые пошлины (10–20%) на сварные трубы до 2020 г. Некоторые страны защищают внутренние рынки: Турция подняла импортные пошлины на стальные прутки с 12 до 30–40%, импортные пошлины ввели или увеличили Индия, Индонезия, Таиланд и Иран, перечисляется в презентации «Русской стали».

Внутренний рынок сжимается, внешние рынки сокращаются, а китайские производители продолжают увеличивать экспорт стали, что увеличивает мировое предложение стали в мире и давит на цены (горячекатаный прокат в Китае подешевел с начала 2015 г. на 20% до $355 за тонну), констатирует аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. В России ситуацию пока смягчают госпроекты: растет сегмент плоского проката за счет потребления труб большого диаметра для «Газпрома», субсидирование ипотечной ставки стимулирует строительство и покупку арматуры, говорит эксперт. Новых строек сейчас в 1,5 раза меньше, чем год назад, а без господдержки снижение могло быть троекратным, отмечает гендиректор строительной фирмы «Крост» Алексей Добашин.

Российские сталевары сейчас самые эффективные по себестоимости, им надо фокусироваться на стабилизации свободного денежного потока и увеличении добавленной стоимости, считает Халиков. Например, ММК прекратил поставки в Северную Америку (на нее приходилось 2% продаж) и перенаправил экспорт на Ближний Восток (15% выручки против 11% в I квартале 2014 г.) и в Африку (1% выручки, год назад продаж не было), следует из отчета компании за I квартал. Компания намерена укреплять свое присутствие на рынке России и стран СНГ, в том числе благодаря увеличению прямых продаж с региональных складов, говорит представитель ММК. В 2014 г. через торговый дом ММК прошло 5–8% всех продаж компании, как ММК собирается увеличить прямые продажи и насколько это повысит EBITDA, представитель ММК не говорит.

НЛМК меньше других зависит от экспорта готовой продукции в страны, которые ввели ограничения, отмечает представитель компании. Основная экспортная продукция НЛМК – слябы. В 2014 г. их доля в экспорте составила 73% ($4,4 млрд). Две трети идет на прокатные мощности НЛМК в Европе и не облагается пошлинами, отмечает представитель.

«Северсталь» и Evraz намерены больше внимания уделять клиентам и за счет этого увеличить EBITDA. «Северсталь» намерена сделать упор на продукцию с высокой добавленной стоимостью – арматурные профили, высокопрочный прокат с эффектом термического упрочнения для автомобилестроения, рассказывает представитель. Компания также будет сокращать сроки доставки продукции до 10 суток. Evraz делает ставку на долгосрочные партнерские отношения с покупателями, стремится предложить своим клиентам лучший сервис в отрасли, сказал лишь представитель компании.

Ставка на эффективность поможет российским металлургам пережить кризис и дождаться, пока с рынка уйдут мощности с высокой себестоимостью, подытоживает Третельников. Сейчас остается только искать новые рынки сбыта, как это делает ММК, доставляя мелкими партиями свой металл туда, куда позволяет это делать низкая стоимость перевозок.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more