Как российские металлурги борются за клиента

Сокращение потребления проката в России и мире, заградительные пошлины заставляют сталеваров искать новые рынки и заботиться о своих партнерах
Сокращение потребления проката в России и мире, заградительные пошлины заставляют металлургов искать новые рынки и заботиться о клиентах /Донат Сорокин

Для российских металлургов I квартал оказался успешным. Рентабельность по EBITDA у трех компаний из первой пятерки (ММК, НЛМК и «Северсталь») была на уровне 30%, а чистая прибыль выросла в сравнении с прошлым годом вдвое. Причиной тому была девальвация рубля и повышение операционной эффективности, объясняли представители компаний. Для сравнения: год назад уровень рентабельности российских металлургов был около 15–20%.

Но долго радоваться металлургам не придется, уверен аналитик RMG Андрей Третельников. Несмотря на хорошие показатели эффективности, выручка компаний снизилась. По итогам I квартала у ММК она снизилась в сравнении с 2014 г. на 19,6% до $1,5 млрд, у «Северстали» – на 23% до $1,5 млрд, у НЛМК – на 16% до $2,2 млрд, говорит он. Прогноз металлопотребления в России в 2015 г. по основным отраслям неутешительный, говорится в презентации «Русской стали» (см. график). По оценке партнерства, в этом году потребление снизится на 10%. А в России продается почти 70% всего производимого в России проката – 45 млн т. Остальное отправляется на экспорт, следует из презентации «Русской стали».

Но зарубежные рынки не спешат принимать низкую по себестоимости российскую сталь: за последние 12 месяцев США приостановили экспорт горячекатаного проката из России, Евросоюз продлил антидемпинговые пошлины (10–20%) на сварные трубы до 2020 г. Некоторые страны защищают внутренние рынки: Турция подняла импортные пошлины на стальные прутки с 12 до 30–40%, импортные пошлины ввели или увеличили Индия, Индонезия, Таиланд и Иран, перечисляется в презентации «Русской стали».

Внутренний рынок сжимается, внешние рынки сокращаются, а китайские производители продолжают увеличивать экспорт стали, что увеличивает мировое предложение стали в мире и давит на цены (горячекатаный прокат в Китае подешевел с начала 2015 г. на 20% до $355 за тонну), констатирует аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. В России ситуацию пока смягчают госпроекты: растет сегмент плоского проката за счет потребления труб большого диаметра для «Газпрома», субсидирование ипотечной ставки стимулирует строительство и покупку арматуры, говорит эксперт. Новых строек сейчас в 1,5 раза меньше, чем год назад, а без господдержки снижение могло быть троекратным, отмечает гендиректор строительной фирмы «Крост» Алексей Добашин.

Российские сталевары сейчас самые эффективные по себестоимости, им надо фокусироваться на стабилизации свободного денежного потока и увеличении добавленной стоимости, считает Халиков. Например, ММК прекратил поставки в Северную Америку (на нее приходилось 2% продаж) и перенаправил экспорт на Ближний Восток (15% выручки против 11% в I квартале 2014 г.) и в Африку (1% выручки, год назад продаж не было), следует из отчета компании за I квартал. Компания намерена укреплять свое присутствие на рынке России и стран СНГ, в том числе благодаря увеличению прямых продаж с региональных складов, говорит представитель ММК. В 2014 г. через торговый дом ММК прошло 5–8% всех продаж компании, как ММК собирается увеличить прямые продажи и насколько это повысит EBITDA, представитель ММК не говорит.

НЛМК меньше других зависит от экспорта готовой продукции в страны, которые ввели ограничения, отмечает представитель компании. Основная экспортная продукция НЛМК – слябы. В 2014 г. их доля в экспорте составила 73% ($4,4 млрд). Две трети идет на прокатные мощности НЛМК в Европе и не облагается пошлинами, отмечает представитель.

«Северсталь» и Evraz намерены больше внимания уделять клиентам и за счет этого увеличить EBITDA. «Северсталь» намерена сделать упор на продукцию с высокой добавленной стоимостью – арматурные профили, высокопрочный прокат с эффектом термического упрочнения для автомобилестроения, рассказывает представитель. Компания также будет сокращать сроки доставки продукции до 10 суток. Evraz делает ставку на долгосрочные партнерские отношения с покупателями, стремится предложить своим клиентам лучший сервис в отрасли, сказал лишь представитель компании.

Ставка на эффективность поможет российским металлургам пережить кризис и дождаться, пока с рынка уйдут мощности с высокой себестоимостью, подытоживает Третельников. Сейчас остается только искать новые рынки сбыта, как это делает ММК, доставляя мелкими партиями свой металл туда, куда позволяет это делать низкая стоимость перевозок.