Бизнес
Бесплатный
Александр Воробьев|Наталия Биянова
Статья опубликована в № 3952 от 03.11.2015 под заголовком: «Трансаэро» нельзя ни продать, ни купить

«Трансаэро» не продается

Владельцы авиакомпании не смогли собрать контрольный пакет ее акций для Владислава Филева

Совладелица S7 и жена Владислава Филева Наталья Филева заявила «Ведомостям»: «Мы выходим из сделки [с «Трансаэро»]». (В холдинг S7 входят авиакомпании «Сибирь» и «Глобус».) «[Владелец «Трансаэро» Александр] Плешаков не сумел собрать 51% «Трансаэро», обещал, обещал – сколько можно за ним бегать, без акций мы не можем ничего предпринимать», – описала ситуацию Филева. На 30 сентября Александру Плешакову принадлежали 46,55% «Трансаэро».

Плешаков рассказывал РБК, что к 28 сентября собрал почти 60% «Трансаэро». Его жена и совладелица авиакомпании Ольга Плешакова писала у себя в твиттере, что она вместе с дочерьми подарила мужу акции – для консолидации пакета.

У акционера «Трансаэро» отсутствует не обремененный залогом необходимый пакет [51%], объясняет отказ от сделки представитель Владислава Филева.

Представитель ВТБ, в котором заложены 25% акций «Трансаэро», вчера вечером не смог оперативно предоставить комментарии.

Филев рассказывал 30 октября, что уже открыл лицевой счет для перевода на него акций «Трансаэро» и собирался получить первую часть пакета авиакомпании (покупка планировалась в несколько этапов) уже в начале нынешней недели.

«Плешаков не собрал 75% для «Аэрофлота», для этой сделки [с Филевым] снизили размер пакета, он утверждал, что пакет есть», – недоумевает человек, близкий к акционерам S7. Срок сделки между Плешаковым и Филевым – по соглашению сторон, подписанному 20 октября, – составляет 60 дней и этот срок еще не истек, передала «Ведомостям» Ольга Плешакова.

С 1 сентября приобретение 75% плюс 1 акция сделавшейся проблемной авиакомпании «Трансаэро» за 1 руб. готовил «Аэрофлот» – таково было поручение национальному авиаперевозчику от первого зампреда правительства Игоря Шувалова. В «Трансаэро» был даже назначен гендиректор от «Аэрофлота» – Дмитрий Сапрыкин, который успел до своего смещения с должности уведомить через федеральный реестр о намерении подать на банкротство.

О сделке между Филевым и Плешаковым было объявлено 20 октября, Филев собирался купить не менее 51% «Трансаэро» и спасти компанию от банкротства. Его план предполагал объединение «Трансаэро» с «Сибирью» и «Глобусом», конвертацию части банковского долга (80–85 млрд руб.) в акции объединенной компании. На следующий день после объявления о сделке руководитель Росавиации Александр Нерадько подписал приказ об аннулировании у «Трансаэро» сертификата эксплуатанта (с 26 октября), в тот же день у компании отозвали все международные допуски и 56 лучших направлений из Москвы и Санкт-Петербурга передали «Аэрофлоту» и его «дочке» – «России».

Филев придумал модель, которая позволила бы «Трансаэро» летать и зарабатывать и без отозванных у нее международных допусков, – он собирался развивать в Новосибирске хаб между Европой и Азией, для этого потребовались бы допуски в европейские и азиатские города из Новосибирска, рассказывал человек, близкий к акционерам S7. Не пришлось бы судиться за возврат сертификата, достаточно было получить новый.

Среди кредиторов «Трансаэро», по подсчетам «Ведомостей», не менее 19 банков. Общий ее долг с учетом лизинга – 250–260 млрд руб., говорили госбанкиры.

Два кредитора узнали об отказе Филевых от «Ведомостей». «Если это правда, то что остается банкам – сформировать большинство голосов [для участия во временном наблюдении], пытаться решать вопрос с долгами в процедуре банкротства? – говорит один из них. – Как именно это будет, надо решать. Можно заняться процедурой санации, можно еще как-то разговаривать, но сейчас я ничего не могу сказать, для меня это новая информация. Надо собираться с кредиторами, у нас был расчет на этого инвестора, S7, сейчас все опять меняется». «Жалко. Я думаю, что дело не в Плешаковых и прочем, – говорит другой. – Думаю, сломали [Филева], сказали в определенных кабинетах Минтранса, чтобы не совался. Жалко, последний проблеск свободного предпринимательства пропал. Потом и сама S7 на очереди на выбывание при таком развитии отрасли».