Латвийские и литовские перевозчики заплатят за проезд по России

Так правительство ответило на введение сборов с российских грузовиков
Россия вводит сборы с грузовиков, зарегистрированных в других странах, если те вводят плату для российских перевозчиков/ Ints Kalnins/ Reuters

Латвия и Литва пополнили список стран, чьи грузовики должны платить за проезд по российским дорогам, такое постановление было принято 19 апреля (см. врез). Плата берется с машин грузоподъемностью от 3,5 до 12 т. Она составляла 385 руб. в сутки и 60 000 руб. за год, но теперь решением правительства повышена до 120 000 руб. за год. Тариф пересчитан из-за роста курса евро, говорится в сообщении правительства.

Россия вводит сборы с грузовиков, зарегистрированных в других странах, если те вводят плату для российских перевозчиков, напоминает правительство. Латвия 1 июля 2014 г. ввела сбор с грузовиков полной массой от 3,5 т – 8-11 евро в сутки или 484-925 евро в год. Литва ввела сбор в декабре 2015 г.

Кто платит

Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия (после 22 дня), Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Туркменистан, Чехия, Швейцария, Швеция

Это позволит увеличить поступления в Федеральный дорожный фонд, рассчитывает правительство. В 2015 г. федеральный дорожный фонд составил 616,7 млрд руб., в основном он пополняется за счет бюджета - каждый год не менее 345 млрд руб. с поправкой на инфляцию, плюс топливные акцизы (прогнозные). «Иные виды доходов», среди которых и сборы за проезд по трассам, составили 1,4 млрд руб. (данные Минфина об исполнении бюджета).

Деньги фонда могут тратиться только на строительство и содержание дорог, а также трансферты в региональные дорожные фонды.

Несмотря на удвоение платы, это будет капля в море, констатирует директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. «Впрочем, сейчас все, что больше нуля, нам на пользу», – говорит он. Россия тратит на дороги гораздо меньше, чем должна бы, продолжает эксперт. Доля федеральных дорог, отвечающих нормативам, составляет 63,5% (данные Росавтодора).

Даже если поступления удвоятся, это радикально не изменит ситуацию с дорогами, считает партнер KPMG Алексей Назаров. Мера в большей степени поможет российским грузоперевозчикам, которые станут более конкурентоспособными, полагает он. Но рост сборов может повлиять на цены отдельных товаров, доставляемых иностранными перевозчиками, для некоторых товаров перевозка может составлять существенную долю в себестоимости, говорит Назаров.