Санкции против России взорвали мировой рынок металлов

Цены на алюминий, никель и палладий стремительно растут, глинозем подорожал почти вдвое из-за паники
Дмитрий Рогулин / ТАСС

Фактическое удаление с международного рынка из-за санкций США компании UC Rusal Олега Дерипаски, производящей около 7% мирового алюминия и 6% глинозема, привело к взлету цен на них. Трейдеры также взвинтили цены на никель и палладий: на этих рынках доля России составляет 10 и 40% соответственно, а главный поставщик – «Норильский никель» Владимира Потанина, 27,8% акций которого принадлежит UC Rusal. Участники рынка опасаются, что под санкции попадет и «Норникель».

Алюминий

Цена фьючерса с поставкой через три месяца выросла в четверг на Лондонской бирже металлов (LME) на 6,7% до $2718 за тонну, затем снизилась до $2438/т (данные Thomson Reuters на 19.00 мск). С 5 апреля (дня накануне объявления санкций США) алюминий подорожал на 21,4%. За это время LME и американская CME Group объявили о прекращении приема алюминия от UC Rusal, от работы с ней отказались японские сырьевые трейдеры, форс-мажоры по контрактам объявили швейцарский трейдер Glencore и британо-австралийская горно-металлургическая группа Rio Tinto (поставляла российской компании бокситы, закупала глинозем), от перевозок ее продукции отказались «Трансконтейнер» и датская Moller Maersk.

В среду вечером крупнейший в США производитель алюминия Alcoa, сообщая финансовые результаты за I квартал, заявил, что спрос на металл может превысить предложение в этом году на 600 000 – 1 млн т. Ранее Alcoa прогнозировала дефицит в 300 000-700 000 т. Если алюминий UC Rusal не вернется на мировой рынок, цена металла может вырасти до $3000/т, написали аналитики Goldman Sachs.

Глинозем

Еще более сложная ситуация с глиноземом – сырьем для производства алюминия, которое производится из бокситной руды. UC Rusal – крупный поставщик глинозема; хотя экспорт из России составляет 2,5% мирового рынка, у компании есть глиноземные заводы в Ирландии (крупнейший в Европе), Италии, на Украине и Ямайке, СП с Rio Tinto в Австралии (у UC Rusal – 20%). Кроме того, к санкциям рынок глинозема уже подошел с дефицитом: в феврале власти Бразилии предписали компании Norsk Hydro вдвое уменьшить производство на крупнейшем в мире комбинате Alunorte из-за обвинений в загрязнении воды.

До 6 апреля цена спотовых поставок глинозема составляла менее $450/т, по данным издания Metal Bulletin, в среду составляемый им индекс цен на поставки из Австралии FOB достиг $672,5/т, подскочив за день на 16,2% и достигнув максимума с начала расчета в августе 2010 г. В четверг индекс также составил $672,5/т. Но, по данным консалтинговой компании CRU, цены на поставку груза в Бразилию достигли рекордных $800/т. Агентство Platts сообщило о сделках по $710/т. «Это просто хрень (holy sh*t) какая-то, а не цены, – сказал Financial Times один из трейдеров. – [Рынок] охватывает паника».

Alcoa оценила дефицит глинозема в этом году в 300 000 – 1,1 млн т, тогда как ранее прогнозировала сохранение баланса между спросом и предложением.

Завод UC Rusal в Ирландии поставляет глинозем на европейские алюминиевые заводы. Но Rio Tinto объявила форс-мажор по контрактам на поставку бокситов на этот завод (она – его основной поставщик) и на покупку у UC Rusal глинозема для своих заводов во Франции и Исландии. Теперь UC Rusal будет трудно обеспечить работу ирландского завода, сказал в конце прошлой недели Джастин Хьюз из CRU.

Рост цен на глинозем отражает «нехватку предложения после сокращения производства на заводе Alunorte [в Бразилии] и других случаев форс-мажора», отмечает Колин Хэмилтон из BMO Capital Markets. Значительный рост цен на сырье может привести к существенному подорожанию металла, который используется при производстве многочисленных видов продукции, от банок для напитков до автомобилей и самолетов. «Мы не ждем, что такой уровень цен сохранится надолго, но, поскольку он влияет на условия многих контрактов, из-за подорожания глинозема сильно вырастет себестоимость [алюминия] у международных производителей, испытывающих нехватку глинозема», – говорит Хэмилтон (цитата по FT).

Начать экспорт глинозема готовятся китайские компании, сообщает Reuters. Китай – крупнейший мировой производитель алюминия и его главный потребитель. В прошлом году китайские власти из-за избытка алюминия в стране и экологических проблем заставляли компании сокращать выпуск алюминия, а на экспорт глинозема были введены пошлины. Но рост цен делает поставки за рубеж выгодными. Китайские трейдеры накапливают глинозем, сказал Reuters сотрудник логистической компании, работающей в Китае. Крупные поставки могут начаться в мае и составить 120 000-180 000 т, считает Вань Лин, аналитик CRU.

Никель и палладий

За последние две недели сильно подорожали еще два металла, крупным поставщиком которых является Россия. Участники рынков обеспокоены тем, что производящий их «Норникель» тоже может быть включен в санкционный список США. Об их нервозности свидетельствует то, что в среду никель подорожал на 10% (самый большой дневной рост с 2008 г.), когда LME сообщила, что исключила из списка принимаемых металлов два бренда «Норникеля», хотя это вообще не связано с санкциями. «Мы объявили об этом исключении полгода назад, поскольку «Норникель» прекратил производство металлов под этими брендами», – пояснила представитель LME. Никель с 5 апреля вырос в цене на 12,8%, палладий – на 13,9%. «Никель пал жертвой синдрома «Русала», – говорит Малкольм Фриман, основатель брокерской компании Kingdom Futures. Но аналитики считают, что «Норникель» – слишком большой игрок, чтобы США решились подвергнуть его санкциям. «Никель и палладий имеют гораздо более важное значение для США, чем алюминий», – сказал FT Джонатан Батлер, аналитик Mitsubishi. Никель используется в производстве нержавеющей стали, а также аккумуляторов, например для электромобилей, палладий – важный компонент каталитических конвертеров для автомобилей.

«Запрет на работу с «Норникелем» или его металлами будет иметь огромные последствия для мировых автопроизводителей и других потребителей промышленных металлов», – указывает Батлер. Вероятный ущерб для американской промышленности может удержать минфин США от введения санкций против «Норникеля», полагает он.