Президент En+ ушел в отставку ради спасения компании от санкций

Компания Олега Дерипаски продолжает реализацию «плана Баркера»
Президент En+ Максим Соков (на фото) покинул компанию «ради ее будущего процветания»/ Максим Стулов / Ведомости

Президент и исполнительный директор энергометаллургической компании Дерипаски En+ Максим Соков покинул свой пост и вышел из совета директоров 1 июня, говорится в сообщении Лондонской биржи. Ранее Соков также объявил о своем выходе из совета директоров UC Rusal.

Такое решение было принято менеджером для спасения компании от санкций минфина США, которые были наложены на Дерипаску и его активы 6 апреля. План спасения En+ разработан независимым председателем совета директоров компании лордом Грегори Баркером. «План Баркера» заключается в том, чтобы продемонстрировать независимость компании от Дерипаски, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одному из акционеров компании. «Не только совет директоров, но и менеджмент, осуществляющий операционное управление, должны быть независимыми. А Соков работает в структурах Дерипаски уже 14 лет», – отмечает он.

Работу в компаниях Дерипаски Соков начал в 2004 г. в UC Rusal. В 2013 г. он был назначен первым заместителем генерального директора En+, а в апреле 2014 г. сменил на позиции гендиректора Дерипаску. Пост президента En+ Соков также унаследовал за Дерипаской – в марте 2018 г. Назначение произошло менее чем за месяц до объявления США санкций против бизнесмена и его компаний.

«En+ сейчас сталкивается с беспрецедентными и непредвиденными вызовами, и я принял решение уйти из компании ради ее будущего процветания», – приводятся в сообщении биржи слова Сокова. Решение о назначении нового президента En+ примет совет директоров. Когда это может случиться, представитель компании комментировать отказался.

В свою очередь Баркер поблагодарил Сокова за работу в En+ и отметил его вклад в успешное размещение компании на Лондонской бирже в ноябре 2017 г. Размещение En+ стало крупнейшим размещением российской компании на Лондонской бирже с 2012 г. Инвесторы купили бумаги компании на $1 млрд, а сама En+ была оценена в $8 млрд.

Смена руководства En+ является ключевой частью плана спасения компаний от санкций, приводятся слова Баркера в сообщении на бирже. Совет директоров UC Rusal покинули восемь представителей En+, и сейчас им ищется замена. Список кандидатов скоро будет представлен минфину США. По «плану Баркера» их должны заменить независимые представители. Однако компания предложила кандидатов, которые согласно нормам корпоративного управления не могут считаться независимыми, – сотрудников заводов UC Rusal. Financial Times со ссылкой на свои источники сообщает, что En+ привлекла нью-йоркское рекрутинговое агентство Russell Reynolds для поиска новых независимых кандидатов в совет директоров компании.

«План Баркера» предполагает формальное выполнение требований минфина США: отказ Дерипаски от контроля над En+ (сейчас ему принадлежит 66%). Через нее же бизнесмен владеет UC Rusal (48,1% принадлежит En+). Дерипаска еще в конце апреля выразил «принципиальное согласие» на сокращение своей доли в En+ до уровня менее 50%. Он также покинул советы директоров En+ и UC Rusal. Кроме того, Дерипаска согласился расторгнуть соглашение акционеров UC Rusal, рассказывали источники «Ведомостей», по которому En+ признается контролирующим акционером до тех пор, пока владеет не менее 40% UC Rusal.

Отставка Сокова выведения компании из-под санкций не гарантирует, сходятся во мнениях партнеры BMS Law Firm Денис Фролов и Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. Однако такие решения создают правильный импульс – уход из управления компанией человека, связанного с Дерипаской в сознании рынка, говорит Тертычный. «По сути, Дерипаска сейчас пытается продемонстрировать, что он далек от управления активами, от принятия решений, а является лишь финансовым инвестором, пусть и крупным», – говорит юрист.

Соков – фигура, связанная с Дерипаской, отмечает инвестбанкир, работающий с контрагентами UC Rusal. Его удаление от компании, скорее всего, было необходимо для реализации плана по выводу компании из санкционного списка, думает он. «Что будет с топ-менеджментом компаний Дерипаски, пока не ясно, так как не ясно, как и с кем будет осуществляться сделка по продаже доли бизнесмена. Возможно, будет создана какая-то неформальная структура, которая соберет команду Дерипаски. Если покупателем станет госкомпания, то бывший менеджмент сможет оказывать консультации новым владельцам. А если независимая, частная структура, то, может быть, и вообще останутся невостребованными», – рассуждает инвестбанкир.

Кто попал под новые санкции США