Статья опубликована в № 4590 от 19.06.2018 под заголовком: ВТБ поддержит Alibaba в России

ВТБ договаривается о совместном предприятии с Alibaba

Сделка объединит компетенции участников
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

О переговорах российского банка и одной из крупнейших в мире компаний интернет-торговли «Ведомостям» рассказали три человека, близких к участникам переговоров. По словам одного из них, переговоры идут уже несколько месяцев: «ВТБ заинтересован в создании цифровой платформы, в том, чтобы не отстать от Сбербанка в этом направлении. У ВТБ сильная логистика («Почта России»), офлайн-сеть отделений, финансовые компетенции, сотрудничество с Alibaba помогло бы добавить недостающие компетенции».

ВТБ партнерство с Alibaba интересно и как финансовая инвестиция в растущий проект, и как возможность предоставлять финансовые услуги продавцам, которые торгуют через Alibaba, объясняет другой собеседник «Ведомостей».

Alibaba, по словам человека, близкого к одному из участников переговоров, партнерство с ВТБ дало бы страховку от рисков при обнулении в России порога беспошлинного ввоза из-за рубежа покупок, совершенных онлайн. «Российский рынок для Alibaba – один из крупнейших за пределами Китая, компания может быть не против помощи крупного локального партнера. Госбанк для китайской компании – понятный партнер, финансовая платформа», – перечисляет он.

Представитель Alibaba в России отказался от комментариев. Пресс-служба ВТБ сообщила, что банк не ведет переговоров об СП с Alibaba.

В конце мая предправления ВТБ Андрей Костин на Петербургском международном экономическом форуме заявлял, что банк мог бы быть финансовым партнером такой компании, как Alibaba. «И мы над этим сейчас работаем в России, работаем с российскими компаниями, с «Почтой России», с крупнейшими российскими розничными компаниями, – рассказывал Костин, – создаем системы оказания услуг, продаж товаров».

Ненавистные технологии

Андрей Костин, президент ВТБ
«Я ненавижу новые технологии. Они полностью лишили меня приватности. Куда бы я ни поехал – на охоту или в отпуск, – я все время доступен по телефону, у меня с собой iPad <...> Но, как председатель одного из крупнейших банков, я понимаю важность этого и обращаю на них большое внимание <...> Банки будут продолжать оказывать банковские услуги как один из ключевых видов услуг, потому что некоторые из моих коллег в России считают, что традиционная банковская розница должна трансформироваться в некие хайтек-компании или что-то вроде этого».
Май 2018 г.

Около двух лет назад переговоры о совместном предприятии в России Alibaba вела со Сбербанком. По данным «Коммерсанта» на начало 2017 г., стороны предполагали завершить переговоры в первом полугодии, партнерство позволило бы СП стать крупнейшим игроком на рынке трансграничной интернет-коммерции в России. Но, как сообщала Financial Times, стороны не договорились о принципах работы и контроле над СП.

В апреле Сбербанк закрыл сделку с «Яндексом» – торговая онлайн-площадка «Яндекс.Маркет» стала паритетным СП. «Мы хотим построить на базе «Яндекс.Маркета» российский Amazon, и очень надеюсь, что все получится», – заявлял президент Сбербанка Герман Греф.

Китайская AliExpress (принадлежит Alibaba) – одна из крупнейших торговых онлайн-площадок для россиян. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), у AliExpress самая большая в России аудитория – более 20 млн человек в 2017 г. По словам исполнительного директора АКИТ Артема Соколова, на покупки в китайских онлайн-магазинах приходится около 52% всех зарубежных покупок россиян, около 60% – покупки на AliExpress, это около 116 млрд руб. в 2017 г. На «Яндекс.Маркете», по данным годового отчета Сбербанка, в 2017 г. продано товаров на 150 млрд руб., а целевой показатель, которого площадка должна достичь за пять лет, – 500 млрд руб.

Проектами в сфере цифровой экономики интересуются и другие банки. В начале мая Газпромбанк, «Мегафон», «Ростех» и USM Holdings Алишера Усманова объявили о создании совместного предприятия, в которое «Мегафон» внесет пакет Mail.ru Group (5,23% экономической доли, дающие 58,87% голосов). Цель – создать платформу, чтобы сформировать целую экосистему на базе принципиально новых цифровых финансовых инструментов, говорил «Ведомостям» гендиректор USM Management Иван Стрешинский.

Банкам партнерства с онлайн-площадками позволяют объединить финансовые компетенции со знаниями интернет-компаний в области больших данных, говорит гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов.

Банки знают все о доходах, расходах, кредитах клиентов, местах, которые они любят посещать, в том числе магазинах, маркетплейс, в свою очередь, знает все о своем трафике, среднем чеке, может оценить популярность товарной категории, говорит Соколов. «Именно поэтому возникает все больше проектов, где банки и площадки начинают объединять базы данных и настраивать клиентский сервис. Только тот, кто знает клиента в лицо и может предоставлять услуги, которые в данный момент ему необходимы, оценивая и его платежеспособность, победит на этом рынке», – заключает Соколов.

Ayuna
06:06 19.06.2018
В прошлом стихийный ввоз товаров из Китая привел к уничтожению легкой промышленности на территории России. Как увеличение потока товаров сейчас отразится на возрождающемся российском производстве? Как будет регулироваться защита прав российских потребителей при покупке товаров на зарубежных площадках? Увеличение торговли БАДами это не скрытая продажа сырья, занесенного в Красную книгу и, соответственно, запрещенного к экспорту? Например, медвежья желчь или дикорастущий женьшень из дальневосточной тайги? И будут ли считаться российскими компании, где контроль и, соответственно, доходы, принадлежат иностранным юридическим лицам, а сотрудники ввезены по квотам ВЭБа из Китая? Будет ли к ним применяться льготное налогообложение? Много вопросов, в общем, к таким партнерствам.
10
Комментировать
Читать ещё
Preloader more