Статья опубликована в № 4601 от 04.07.2018 под заголовком: Пивовары готовы отметиться

Небольшие пивоваренные компании предпочитают цифровые метки бумажным маркам

Они выбирают между вариантами госконтроля
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Национальный союз производителей пива и напитков (НСППиН) подписал соглашение о сотрудничестве с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) для разработки проекта маркировки пивоваренной продукции. «Ведомости» ознакомились с копией документа, информацию подтвердили представитель ЦРПТ и председатель правления НСППиН Елена Цветкова.

Члены союза – независимые пивовары, которые не входят в крупные транснациональные корпорации. В частности, это Московская пивоваренная компания (МПК; выпускает пиво «Жигули», «Хамовники» и др.), воронежская «Таркос» и др., всего около 10% рынка.

Маркировать пиво предложил в конце 2016 г. Национальный союз защиты прав потребителей. Правда, тогда речь шла о маркировке бумажными акцизными и федеральными специальными марками, предназначенными для импортной или российской алкогольной продукции. Правительство идею поддержало, говорил в июне прошлого года бывший вице-премьер Александр Хлопонин, курировавший алкогольную отрасль. С тех пор вопрос маркировки не раз поднимался на совещаниях в Минфине, рассказывают два федеральных чиновника и сотрудники нескольких пивоваренных компаний.

Но параллельно в России внедряется другая система маркировки. Ее оператор – ЦРПТ, принадлежащий структурам USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Уже маркируются меховые изделия и идет пилотный проект маркировки лекарств и сигарет. В конце марта Минпромторг подготовил перечень товаров для маркировки, в котором было пиво, но в утвержденный правительством в мае окончательный перечень оно не вошло. Единая система маркировки должна заработать с 2024 г.

Поскольку обсуждается введение маркировки федеральными специальными марками, союз решил рассмотреть альтернативный вариант в сотрудничестве с ЦРПТ, объясняет Цветкова. Сейчас, согласно закону о регулировании рынка алкоголя, маркировка предполагает нанесение бумажной марки, получение которой – сложный и дорогостоящий процесс, рассказывает она: требуется дополнительное оборудование для скоростных линий, сама марка стоит 1,69 руб. Только марки обойдутся рынку более чем в 20 млрд руб., подсчитал представитель «Опоры России», стоимость оборудования – это еще несколько миллиардов: «Надеемся, что предложенный ЦРПТ вариант окажется более дешевым и удобным».

«То, что предлагает регулятор, – это вчерашний день. Пиво разливается во влажной среде, в которой проблематично наклеить бумажную марку, особенно учитывая, что линии работают на высоких скоростях», – замечает член совета директоров МПК Ольга Аверьянова. Сотрудничество с ЦРПТ позволит понять, насколько их система приемлема технологически и как она повлияет на себестоимость, надеется она. Компания готова предоставить свои производственные площадки для тестирования.

Основная проблема в том, что выдача марок Росалкогольрегулированием может стать дополнительным инструментом давления на бизнес, говорит человек, близкий к одной из пивоваренных компаний. РАР может по какой-то причине не выдать марку, тем самым заблокировав работу предприятия, опасается он.

Система ЦРПТ уже помогла одной отрасли избежать дополнительных издержек госрегулирования – подключения к аналогу ЕГАИС для продуктов, системе электронной ветсертификации «Меркурий». С ее внедрением для готовой молочной продукции боролись PepsiCo и Danone. Они указывали на несовершенство системы, отсутствие ветеринарных рисков в готовой продукции, предупреждали о возможных перебоях в поставках. Еще до официального запуска «Меркурия» 1 июля 2018 г. они стали обсуждать замену его на маркировку, и в июне Минсельхоз исключил молочную продукцию из перечня для работы в «Меркурии».

Но лидеры пивного рынка против маркировки. Систему критиковали члены Союза российских пивоваров, объединяющего крупные компании, на которые приходится более 70% продаж. В их числе – «Балтика» (часть Carlsberg), AB Inbev Efes и Heineken. Heineken по-прежнему против дополнительного регулирования в виде маркировки – бумажной или электронной, говорит директор по корпоративным отношениям компании Кирилл Болматов: это излишняя нагрузка на бизнес – дополнительные инвестиции в оборудование, плата за его обслуживание. Установка оборудования для нанесения маркировки на одной производственной линии, по предварительным подсчетам, обойдется примерно в $1 млн, таких линий на крупном заводе минимум 10, подсчитал директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Это много даже для крупного бизнеса, опасается Дурдыев. Но компания открыта к обсуждению и хочет услышать «обоснованные доводы о целесообразности подобных мер и затрат, а также за счет чего это будет компенсировано», говорит он.

Непонятно, что это даст государству: пивовары и так регулярно платят налоги и нелегального рынка пива практически нет, рассуждает Болматов. Производители исправно платят акцизы, с контролем успешно справляется ЕГАИС, согласен Дурдыев. Спрос на пиво падает, а при росте затрат цены могут вырасти, что приведет к еще большему падению продаж, подчеркивает Болматов.

Представители Минфина и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more