Продажи пива в России падают несколько лет подряд

Но одновременно растет популярность нишевых пивных брендов
В России растет популярность нишевых пивных брендов/ Pixaby

За январь – ноябрь продажи пива в России снизились до 722 млн дал, или на 3%, по сравнению с 2015 г., согласно данным Росстата. Падение замедлилось троекратно – за 2015 г. продажи пива в натуральном выражении сократились на 9%, согласно статистике. Спад нынешнего года – самый медленный за последние пять, следует из данных Росстата.

Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин выделяет две основных причины продолжающегося падения пивного рынка. Во-первых, Россия находится на пике демографического спада – количество потребителей пива сокращается из-за отголосков низкой рождаемости в начале 1990-х гг. Во-вторых, активно растет потребление крафтового пива, которое будет продолжаться еще несколько лет: в 2016 г. оно займет 2–3% от общего рынка. Представители пивоварен «Сан Инбев» и Efes Rus считают, что сегодня доля крафтового пива на рынке только приближается к 1% . В 2015 г. крафтового пива, сидра и медовухи в натуральном выражении было произведено 165 млн л, в этом году производство увеличится на 30–50%, продолжает Небольсин.

Сейчас нет устоявшегося определения крафтового пива: многие считают, что это продукция микропивоварен мощностью до 300 000 дал в год, однако это не совсем верно, замечают представители крупнейших российских пивоваренных компаний «Сан Инбев» (российское подразделение бельгийского пивоваренного концерна Anheuser-Busch InBev) и Efes Rus (российская «дочка» турецкой Anadolu Efes). Представитель Минфина сообщил, что у ведомства нет в планах вводить определение крафтового пива в отраслевое законодательство, а также разрабатывать в отношении него специальные нормы.

Государство давит

За последние восемь лет в России закрыто 11 крупных пивоваренных заводов: Heineken закрыл два предприятия в Новотроицке и Санкт-Петербурге, с 1 января 2017 г. закрывается завод в Калиниграде; «Сан Инбев» закрыл заводы в Пушкине, Курске, Новочебоксарске, Перми, Ангарске; Efes – в Москве и Ростове-на-Дону, «Балтика» – в Челябинске и Красноярске. Основная причина – давление государственного регулирования на отрасль, семикратный рост акциза с 2010 г. (20 руб. на 1 л пива в 2016 г.), запрет малых форм торговли, ограничение рекламы, введение ЕГАИС.

Рост рынка крафтового пива подтверждают как крупные игроки, так и микропивоварни. В декабре 2016 г. «Сан Инбев» расширил портфель крафтового пива до четырех брендов, объем продаж за 2016 г. составил более 50 000 гл, сообщил представитель компании.

У челябинской микропивоварни Chillin’z Brewery с конца прошлого года объемы продаж в натуральном выражении выросли в 5 раз – с 4000 до 20 000 л в месяц, сообщил ее представитель. Самым крупным рынком отечественного крафта «Сан Инбев» называет Санкт-Петербург: доля сегмента приближается к 1%.

С 2010 г. число крафтовых пивоварен выросло в 7 раз, рассказал представитель «Сан Инбев». Небольсин не согласен: можно говорить о росте крафтовых пивоварен в 2–3 раза с 2010 г.: в 2016 г. их насчитывается около 1000, в 2015 г. было 830, но тем не менее именно увеличение количества пивоварен становится основной причиной роста этого сегмента. Также в 2013–2014 гг. резко выросло количество магазинов разливного пива, которые считаются основным рынком сбыта (90%) крафтовых пивоварен, сообщает он.

Представитель исследовательской компании Nielsen не смог предоставить комментарий. Carlsberg (в России представлен пивоваренной компанией «Балтика»), Heineken, Crazy Craft, Stamm Beer, Союз российских пивоваров на запросы «Ведомостей» не ответили.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)