Статья опубликована в № 4523 от 12.03.2018 под заголовком: Пиво держит марку

Правительство хочет ужесточить регулирование рынка пива

Крафтовые пивовары могут уйти с рынка
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Правительство поручило Минфину представить предложения по введению маркировки и лицензирования производства и оборота пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи. Об этом говорится в копии протокола совещания зампреда правительства Александра Хлопонина от 15 февраля 2018 г. «Ведомости» ознакомились с документом; его достоверность подтвердили три участника встречи.

По закону в России лицензируются те виды деятельности, которые могут нанести ущерб правам, жизни, здоровью людей, окружающей среде и др., а государство не может регулировать их иначе, кроме как лицензированием, – например, производство, оборот спирта и алкоголя.

Дано поручение проработать вопрос с бизнес-сообществом, лишь заметила представитель Хлопонина. Сам документ она комментировать отказалась. Запрос в Минфин остался без ответа.

Важность лицензирования пива и пивных напитков представитель Хлопонина объясняет тем, что под их выпуском маскируется производство слабоалкогольных напитков на основе красителя, спирта и воды ради уклонения от уплаты повышенного акциза. Данные в ЕГАИС сейчас не передают более 1000 предприятий: они освобождены от установки счетчиков, если их мощность менее 300 000 дал в год, добавляет она.

Изначально идея распространить лицензирование на производство и оборот пивных напитков (с содержанием пива не менее 40%) принадлежала Росалкогольрегулированию. Причина – половина таких напитков выпускалась нелегально, писала газета «Коммерсантъ» в 2014 г.

Пивной рынок и так прозрачный, но статистику портят производители, которые выпускают нелегальную продукцию под видом пивных напитков, отмечает Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам «Сан Инбев» (российское подразделение Anheuser Busch-Inbev). Он считает, что для решения проблемы необходимо увеличить ответственность для индивидуальных предпринимателей за продажу такой – незаконной – продукции.

«Балтика», входящая в датскую Carlsberg Group, лицензирование пива также не поддерживает: оно никак не повлияет на контрафактную продукцию, говорит вице-президент компании Алексей Кедрин. Директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов отмечает, что инициатива для пивоваров «вредная и дорогостоящая». Легальные производители, наоборот, отличаются высокой дисциплинированностью при уплате налогов, указывает Болматов: доля нелегальной продукции на рынке сильно меньше, чем в крепком алкоголе, где лицензирование существует много лет. Его поддерживает и совладелец небольшой пивоваренной компании «Глэтчер» Игорь Хавский. Согласно Федеральному казначейству, в 2017 г. государство собрало 154,4 млрд руб. пивных акцизов – на 2,2% больше, чем годом ранее при росте акциза в среднем на 5% и производства – на 2,2%, по данным Федеральной налоговой службы и Росстата соответственно. Лицензирование для всей пивной отрасли лишь увеличит регулирующую нагрузку и создаст дополнительные барьеры для легального бизнеса, резюмирует Дурдыев.

Маркировка также потребует значительных затрат на оборудование, которые будут перенесены на потребителей, а их доходы и так снижаются, замечает Болматов.

Особенно ужесточением регулирования обеспокоены малые пивовары. Для них дополнительные финансовые затраты могут стать непосильными и это заставит их уйти с рынка, считает представитель «Опоры России», лишиться же лицензии очень просто, что сопряжено с огромными рисками остановки бизнеса. Причем малые пивовары уже отражают отгрузку продукцию в ЕГАИС, а объемы производимой продукции декларируют, замечает Хавский.

Если будет введено лицензирование, то количество производителей, обязанных получить лицензию, увеличится в 4 раза (сейчас их около 330) и почти в 2 раза увеличится количество розничных точек, которые тоже будут обязаны ее получить (свыше 150 000), продолжает представитель «Опоры России». Не ясно, смогут ли региональные власти справиться с кратно возросшим потоком соискателей лицензий, сокрушается он.

В первую очередь от лицензирования пострадает малый бизнес, согласен руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: получение лицензии требует выполнения определенных условий по площади помещения, пожарной безопасности – мелкие пивоваренные компании их просто не выполнят. При этом для крупного бизнеса это будет только выгодно, замечает он и соглашается представитель «Опоры России»: уйдут небольшие компании и большие пивоварни получат дополнительную долю рынка – не менее 10–15%. Это, по мнению Дробиза, поможет им нарастить производство и продажи, которые в последние годы только падали.

Исправленная версия. В десятом абзаце уточнено количество розничных точек, обязанных получить лицензию. 

belousov
08:56 12.03.2018
Суть проблемы такова: "Мы не можем, не умеем и не можем, да и не хотим бороться с мелкими нелегалами и теми кто выпускает слабоалкогольную хим продукцию мимикрирующуюся под пиво...., поэтому мы вводим дополнительное лицензирование, может быть эта мера на пару процентов улучшит текущие показатели о которых мы пафосно, с умным видом, расскажем симпатичной журналистке с первого канала ....ну и кроме того, т.к желающих получить лицензию будет, вынуждено много, и текущим штатом мы явно в масштабе страны мы не справимся, то, под это дело мы попросим финансирование, увеличим штаты чиновников, а это и пожарные, и контролирующие и выдающие, и контролирующие контролирующих и т.д.... построим расширим помещения, закупим технику и т.д ... у начальников будет больше подчинённых, больше "аппаратный вес", больше стимулов увеличить себе зарплаты и т.п .... ну а то что там заодно, чуток подзагнётся малый/средний бизнес, а на всё это дело заплатят обыватели.... ну а кого и когда это особо волновало....ну как то так.
60
Комментировать
Читать ещё
Preloader more