Крупнейший актив «Роснефти» вышел на пик добычи

Новых рекордов от «Юганскнефтегаза» можно уже не ждать
«Роснефть» не стала сокращать добычу на «Юганскнефтегазе», но падение произошло на других ее проектах/ Максим Стулов / Ведомости

Доставшийся «Роснефти» от ЮКОСа крупнейший актив – «Юганск-нефтегаз» – в 2018 г. установил новый рекорд по добыче. «По предварительным итогам 2018 г., добыча жидких углеводородов «РН-Юганскнефтегаза» составила 70,2 млн т, это на 5,6% (3,7 млн т) больше, чем в 2017 г.», – рассказал «Ведомостям» представитель «Роснефти».

С января по сентябрь 2018 г. на месторождениях «Юганскнефтегаза» в Ханты-Мансийском автономном округе было добыто 52,2 млн т нефти, следует из данных «Роснефти», таким образом, в IV квартале добыча на месторождениях выросла к июлю – сентябрю 2018 г. на 1,34%. Добыча на «Юганскнефтегазе» растет с начала 2016 г. Последние годы «Роснефть» увеличила инвестиции в месторождения своей «дочки».

«Роснефти», как и другим российским компаниям, нужно было исполнять условия сделки ОПЕК+ (соглашение о сокращении добычи между добывающими странами, которое действует с января 2017 г.). С 2017 г. Россия должна была добывать на 300 000 барр. нефти в день меньше, чем в октябре 2016 г. Это ограничение страна соблюдала до июля 2018 г. Российские компании приняли обязательства сократить добычу соразмерно своей доле на рынке, и «Роснефть», как крупнейшая компания, должна была добывать примерно на 105 000 барр. в день меньше.

«Роснефть» не стала сокращать добычу на «Юганскнефтегазе», но падение произошло на других ее проектах – «Оренбургнефти», «Уватнефтегазе», «Самаранефтегазе», «Варьеганнефтегазе» и «РН-Няганьнефтегазе», следует из данных госкомпании. Так, с IV квартала 2016 г. к июлю прошлого года добыча на них суммарно упала почти на 1,4 млн т, снизилась добыча и на «Ванкорнефти» – на 0,5 млн т.

Те месторождения «Роснефти», на которых произошло наиболее существенное падение добычи, – или зрелые, или геологически сложные, говорят сотрудник крупного геологического института и геолог большой нефтегазовой компании. Для сложных месторождений, таких как в Нягани или Оренбурге, снижение добычи оправданно, считает один из них: «Для увеличения притока нефти требуется больше инвестиций, чем на более простом с геологической точки зрения «Юганскнефтегазе». Себестоимость бурения в Оренбуржье выше, чем в Западной Сибири, говорит второй собеседник. Для самарской группы месторождений снижение добычи оправданно из-за их сильной выработанности и, возможно, из-за налоговых диспаритетов, считает другой собеседник.

У «Юганскнефтегаза» тоже не молодые месторождения, их начали разрабатывать еще в 1960-х гг., напоминает аналитик АКРА Василий Танурков. По его мнению, на полке добычи месторождения компании могут продержаться несколько лет, а потом возможно снижение. Запасы «РН-Юганскнефтегаза» (доказанные, вероятные, возможные) составляют 2,6 млрд т, что обеспечит добычу углеводородов минимум на 30 лет, указано на сайте компании.

В 2015 г. «Юганскнефтегаз» показал минимальный уровень добычи за предыдущие шесть лет – 62 млн т. Тогда «Роснефть» сообщала, что на месторождениях «Юганскнефтегаза» и «Самотлорнефтегаза» будут внедряться технологии оптимизации конструкции скважин, увеличиваться длина горизонтальных секций и количество скважин с гидроразрывом пластов. В 2017 г. компания отчиталась об «опережающем росте добычи благодаря наращиванию эксплуатационного бурения, применению современных технологий и методов повышения нефтеотдачи пластов с использованием операций обычного и многостадийного гидроразрыва пластов».

«Юганскнефтегаз» достиг полки добычи и ближайшие несколько лет собирается держать в районе 70 млн т нефти в год, комментирует аналитик «Атона» Александр Корнилов. Это будет возможно благодаря применению новых технологий увеличения нефтеотдачи. Стимулировать развитие нефтеотдачи зрелых месторождений Западной Сибири может эффективная фискальная политика, в частности льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, считает он.

«Юганскнефтегаз» еще долго будет оставаться одним из основных активов «Роснефти» по добыче, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко, но большая часть его месторождений – выработанные, с высокой степенью обводненности, а значительная часть запасов относится к группе трудноизвлекаемых. «Определять динамику добычи на этом месторождении будут цена на нефть, налоговый режим и доступность технологий. Последний пункт неизбежно связан с темой западных санкций – через несколько лет они могут оказывать влияние на потенциальную добычу в регионе», – заключает он.