Российские авиакомпании не отказываются от Boeing 737 Max

В воскресенье разбился второй за полгода лайнер этой новейшей серии
Самолеты серии Мax начали эксплуатироваться в октябре 2017 г./ Jason Redmond / AP

«Специалисты авиакомпании внимательно следят за расследованием и находятся в постоянном диалоге с производителем. Пока никаких рекомендаций от Boeing о необходимости приостановить полеты на Boeing 737 Max не поступало», – сообщил представитель S7 Airlines. Эта авиакомпания – пока единственный российский эксплуатант новейшего среднемагистрального Boeing четвертого поколения: два Boeing 737 Max 8 авиакомпания получила в октябре прошлого года, всего на тот момент было заказано 11 таких лайнеров. Приостанавливать эксплуатацию Max не планируется, заверил собеседник «Ведомостей».

В воскресенье, 10 марта, спустя шесть минут после взлета из Аддис-Абебы потерпел крушение Boeing 737 Max 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, все 157 человек на борту (восемь членов экипажа и 149 пассажиров, в том числе трое россиян) погибли. Это вторая за полгода катастрофа самолета такой модели: 29 октября 2018 г. через 13 минут после вылета из Джакарты упал в Яванское море Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air, все 189 человек погибли.

Самолеты серии Max начали эксплуатироваться в октябре 2017 г. На конец января Boeing поставил 350 таких судов и имел заказы еще на 4661 лайнер. Самый продаваемый из этой серии – как раз Boeing 737 Max 8. Есть еще модели Max 7, 9 и 10, они различаются прежде всего вместимостью.

Еще четыре российские авиакомпании заказали Max: «Победа» (20), «Уральские авиалинии» (14), Utair (28, по данным корпорации Boeing) и «Нордстар» (3). Первые самолеты все они ожидают в этом году. Каталожная цена модели 737 Max 8 составляет $121,6 млн, цена продажи при крупном заказе обычно вдвое меньше, т. е. один лайнер стоит около $60 млн. С учетом S7 российские авиакомпании заказали еще 74 лайнера стоимостью $4,4 млрд. Правда, российские перевозчики эти суда не покупают, а берут в операционный лизинг.

Пока никто из заказчиков о планах отказаться от этого самолета не заявляет. Utair будет использовать Boeing 737 Max, только если получит стопроцентную гарантию его безопасности от производителя, передал президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

«Мы внимательно следим за расследованием», – говорит представитель «Победы».

«Нордстар» планирует получить три самолета Boeing 737 Max 8 в этом году, причем первый – уже в апреле. Мы следим за расследованием, но решение об отказе от самолетов не принималось», – сказал представитель авиакомпании.

Представитель «Уральских авиалиний» от комментариев отказался.
 Полеты Max самостоятельно пока приостановила только Ethiopian Airlines, у которой осталось четыре таких лайнера. Управление гражданской авиации Китая запретило китайским авиакомпаниям эксплуатацию модели Boeing 737 Max 8. У двух катастроф (индонезийской и эфиопской) есть схожие черты, обе произошли с Max 8 во время взлета, гражданская авиация Китая имеет нулевой уровень терпимости к угрозам безопасности и строгий контроль над рисками, объяснил решение китайский регулятор. Китайские авиакомпании, по данным ведомства, эксплуатируют 95 Boeing 737 Max 8.

Индонезия также планирует запретить эксплуатацию Boeing 737 Max 8, сообщила сегодня FT.

«Компания Boeing глубоко опечалена в связи с новостью о гибели пассажиров и экипажа рейса 302 авиакомпании Ethiopian Airlines на борту самолета 737 Max 8. Мы выражаем глубочайшие соболезнования семьям и близким пассажиров и экипажа и готовы оказать поддержку авиакомпании Ethiopian Airlines. Технические эксперты Boeing отправятся на место крушения для оказания технической поддержки под руководством Комиссии по расследованию происшествий Эфиопии и Национального комитета безопасности на транспорте США», – говорится в заявлении компании.

Агентству Reuters представитель Boeing заявил, что компания пока не планирует выпускать дополнительных рекомендаций по эксплуатации 737 Max 8.

Версии о причинах крушения в Эфиопии пока нет. Самолет Lion Air разбился, согласно предварительным данным, из-за неисправности датчика угла атаки: он выдавал неверные сведения, в результате новейшая автоматическая система предотвращения сваливания в штопор (на Boeing 737 предыдущих поколений ее не было, она появилась только на Max) сама направила нос самолета вниз, пилоты не успели отключить ее и не смогли поднять самолет.

В инструкции для пилотов по эксплуатации Max Boeing не сообщил об этой новой автоматической системе. Так инструкция для Max минимально отличалась от инструкций для самолетов предыдущих поколений, пилоты не были перегружены излишней информацией, а авиакомпаниям не пришлось тратиться на переобучение пилотов. Производитель отдельно уведомил авиакомпании о системе только после индонезийской катастрофы.