Росавиация хочет обязать авиакомпании каждые три дня тестировать экипажи на ковид

Юристы усомнились в законности этих требований
Авиакомпании, наряду с другими организациями, в инициативном порядке стараются мотивировать сотрудников вакцинироваться от covid-19/ Андрей Гордеев / Ведомости

Росавиация разослала своим территориальным управлениям телеграмму с требованием обязать авиакомпании проводить обязательное ПЦР-тестирование летных экипажей на наличие коронавируса. Документ за подписью замглавы Росавиации Олега Сторчевого направлен 5 июля (есть у Ведомостей», его подлинность подтвердили три источника в авиакомпаниях).

«В целях соблюдений санитарно-эпидемиологических требований обеспечить тестирование экипажа пилотируемого воздушного судна (летного и кабинного) на новую коронавирусную инфекцию не менее одного раза в 72 часа и организовать работу по проведению иммунопрофилактики против новой коронавирусной инфекции указанных сотрудников авиакомпаний», — говорится в письме.

Инициатором меры выступила не Росавиация, а оперативный штаб по борьбе с коронавирусом под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой, которая дала соответствующее поручение, утверждает один из источников «Ведомостей». Собеседник в правительстве подтвердил, что решение об обязательном тестировании экипажей воздушных судов (ВС) было принято по итогам обсуждения членами оперштаба в начале июля с целью «защиты здоровья пассажиров». Представители оперштаба и Росавиации на запросы «Ведомостей» не ответили.

Новое требование распространяется на все российские авиакомпании и все экипажи независимо от направления полетов, следует из телеграммы. До этого тестирование приходилось проходить только членам экипажей, которые выполняли рейсы в Краснодарский край, где сложилась неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, — по требованию местных властей.

В конце июня 2021 г. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании РФ) уже просила Роспотребнадзор отменить требование о тестировании от ковида в Краснодарском крае. В документе ассоциации подчеркивалось, что обеспечить тестирование экипажей каждые три дня невозможно.

По подсчетам сотрудника крупного авиаперевозчика, регулярное тестирование всех экипажей потребует дополнительных затрат для разных перевозчиков (в зависимости от размера компании) от 30 до 90 млн руб. до конца 2021 г. «Это серьезная проблема для отрасли, которая и так сегодня находится в кризисе», — категоричен он. Он добавляет, что в действующем законодательстве не предусмотрены санкции за неисполнение требований о регулярном ПЦР-тестировании персонала.

Источник «Ведомостей» в другой авиакомпании заявил, что для того чтобы выполнить новые требования, придется расширить штат экипажей ВС примерно на 30%: «Для выполнения рейсов потребуются резервные экипажи, пока их коллеги проходят тестирование» (в среднем ПЦР-тест делается 2-3 дня).

В «Уральских авиалиниях» не стали отвечать на вопросы о необходимости ПЦР-тестирования, лишь отметив, что «процент защищенности» (переболевшие коронавирусом с высоким уровнем антител и вакцинированные сотрудники — «Ведомости») у летного состава на текущий момент составляет 57%. Представители «Аэрофлота», «Победы», Utair и S7 не ответили на запрос «Ведомостей».

При этом авиакомпании наряду с другими организациями в инициативном порядке стараются мотивировать сотрудников вакцинироваться от COVID-19. В частности, «Аэрофлот» разработал программу поощрения вакцинации для персонала (одним из поощрений за прививку от COVID является дополнительный день планового оплачиваемого отпуска), а «Победа» платит премию в 5000 руб.

Юристы не уверены в обязательности для авиакомпаний исполнения требований, изложенных в телеграмме Росавиации. По словам адвоката МКА «Князев и партнеры» Олеси Умрихиной, письма подобного рода, как правило, носят рекомендательный характер. «Обязательны приказы и распоряжения Минтранса, зарегистрированные в Минюсте. Но из-за острой эпидемиологической ситуации в стране допускаю, что исполнение указаний, данных в письме, — обязательно для нижестоящих ведомств в системе Росавиации», — говорит эксперт. С ней согласен советник практики трудового права Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Юрий Иванов: «Письмо не возлагает обязанностей непосредственно на авиакомпании».

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин не согласен с коллегами и считает, что требование Росавиации перевозчикам все же придется исполнить. Он ссылается на ст. 53.1, п. 7 Воздушного кодекса, устанавливающие порядок прохождения медосмотра членами экипажа. Менять этот порядок, по словам юриста, вправе Минтранс и Росавиация. Они имеют право требовать наличие документа, подтверждающего отсутствие у экипажа заболевания, «противоречащего требованиям об обеспечении безопасности полета», говорит юрист. И добавляет, что оспорить это требование перевозчики могут только через суд.