Принята концепция развития электротранспорта почти на 600 млрд рублей

Она поможет достичь «критической массы» электромобилей в России, считают эксперты
Российский рынок электротранспорта существенно отстает от мирового уже сейчас / Сергей Коньков /  ТАСС

Премьер-министр Михаил Мишустин 23 августа утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 г. Она будет реализована в два этапа: с 2021 по 2024 и с 2025 по 2030 г. К концу первого этапа планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране.

К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет как минимум до 72 000. В России до 2030 г. планируется запустить производство ячеек для аккумуляторных батарей и построить 1000 водородных заправок для техники на этом виде топлива.

Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – это внебюджетные источники (499 млрд руб.), уточнили «Ведомостям» в пресс-службе правительства. До 2024 г. на реализацию концепции будет направлено 47,6 млрд руб., из них 9,6 млрд – из бюджета и 38 млрд – из Фонда национального благосостояния.

Как писали «Ведомости», ранее обсуждались другие параметры финансового обеспечения концепции: июньский вариант предполагал, что на ее реализацию потратят 777 млрд руб., включая бюджетные и внебюджетные источники, хотя еще в апреле речь шла о 418 млрд руб.

Представитель Минэкономразвития не пояснил «Ведомостям», почему в итоговом варианте размер определен именно на таком уровне – около 600 млрд руб.

650

примерно столько новых электромобилей было приобретено в России с начала 2021 г., сообщило Минэкономразвития со ссылкой на данные Минпромторга и агентства «Автостат». Это в 7 раз больше, чем в январе – мае 2020 г. Россияне также купили более 2000 электромобилей с пробегом. Среди новых электрокаров лидируют такие марки премиум-класса, как Porsche Taycan, Audi e-tron и Tesla Model 3. На вторичном рынке лидер – Nissan Leaf с долей 85%. Четверть всех электрокаров в стране приходится на Приморский край и Иркутскую область, на 3-м месте Москва. В пятерку крупнейших региональных парков попадают Хабаровский и Краснодарский край

Отдельного стратегического документа по электротранспорту в РФ до сих пор не было. Но целевые показатели по этому виду техники обозначены в стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 г., утвержденной в 2018 г. Она предусматривает, что к 2020 г. доля новых электромобилей в структуре продаж должна достичь 1–1,5%, а к 2025 г. – 4–5% (85 000–100 000 машин в год).

Развивать рынок электротранспорта правительство планирует с помощью программ поддержки спроса: для них введут льготный лизинг, льготное кредитование, а владельцы будут иметь льготу по транспортному налогу, следует из концепции. Также россияне получат 25%-ную скидку при покупке электромобиля. Но она будет предоставляться только на локализованные в России модели, поясняли ранее в Минэкономразвития. Также правительство готово заключать специнвестконтракты (предполагают ряд льгот для инвесторов) с производителями для локализации производства электромобилей и комплектующих для них.

Концепция предусматривает активное развитие сети зарядных станций – в сентябре 2021 г. профильные ведомства сформируют перечень территорий и дорог федерального значения, где зарядки будут установлены в первую очередь. Региональным властям рекомендуется рассмотреть введение бесплатной парковки для электрокаров. А с 2024 г. может быть установлена минимальная доля российских электромобилей, которые будут использовать для государственных нужд, с 2029 г. – минимальная доля продаж электрокаров на российском рынке для автопроизводителей и импортеров, следует из документа. С 2022 г. будет запущен эксперимент по бесплатному проезду автомобилей с электродвигателями по платным трассам.

Российский рынок электротранспорта существенно отстает от мирового уже сейчас, признают авторы концепции. По состоянию на 2020 г. парк электромобилей в России насчитывает до 11 000 шт. (менее 1% от общего автопарка). При этом мировые продажи электромобилей в прошлом году составили 4,2% от продаж новых автомобилей, или 3,1 млн шт., следует из документа.

В России есть только два актуальных проекта электромобилей – Zetta предпринимателя Дениса Щуровского и «Кама», разработанная «Камазом» и Петербургским политехническим университетом. Но ни одна из этих машин пока не выпускается серийно. Zetta не может найти финансирование для старта, «Камаз» ведет проработку организации производства и привлечения инвестиций. Генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин в декабре 2020 г. говорил, что запуск в серию «Камы» состоится не ранее 2023–2024 гг.

Более динамично в РФ развивается сегмент электробусов. Три проекта находятся на стадии серийного производства и эксплуатации – электробусы «Камаза», ГАЗа и «Волгабаса». Ежегодно в России выпускают более 300 электробусов. Но при производстве аккумуляторов для этих машин сегодня используются японские ячейки. Построить первый в России завод по производству отечественных ячеек и аккумуляторов намерена компания «Рэнера» («дочка» «Росатома»). Запуск первой очереди намечен на 2025 г., рассказывал в марте «Ведомостям» генеральный директор компании Эмин Аскеров.  

Эксперт SBS-Consulting Дмитрий Бабанский говорит, что поставленная в концепции цель по выпуску не менее 10% автомобилей на электротяге к 2030 г. вполне достижима. Это порядка 200 000 шт. в год, уточняет он. Но суммы господдержки, заложенные в концепции, эксперт считает недостаточными. «Отсутствуют финансовые меры поддержки НИОКР или трансфера технологий», – указывает он.

Бабанский добавляет, что заявленные объемы производства уже сильно отстают от мировых: целевые 200 000 электромобилей в РФ потребуют выпуска аккумуляторных ячеек на 10–12 ГВт ч ежегодно, тогда как один завод корейской LG Chem по производству аккумуляторов в Польше уже сейчас планирует расширяться до 65 ГВт ч в год. 

Но аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов говорит, что меры поддержки, заложенные в концепции, «адекватны актуальному состоянию отрасли». «Пока рынок электротранспорта в РФ находится на начальном этапе развития. Ситуация в ближайшие годы не изменится. Необходимо накопить критическую массу электромобилей в стране – это десятки тысяч единиц техники. Тогда у инвесторов появится стимул вкладываться в инфраструктуру для них», – поясняет Беспалов. По прогнозу Минэкономразвития, переломный момент на рынке произойдет в 2025 г., когда доля новых электромобилей достигнет 3–5% от общего количества проданной автотехники. 

Независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев подчеркивает, что в России пока нет успешной массовой модели электромобиля, а вопросы развития продуктовой линейки никак не отражены в концепции. «Даже с учетом скидки в 25% [при покупке электромобиля] непонятно, какой будет продукт за 2,5 млн руб. и предпочтет ли потребитель подержанный, комфортный Audi с двигателем внутреннего сгорания или новый российский электрокар», – считает Бургазлиев.

Бабанский отмечает, что успех реализации концепции в части развития компонентной базы будет зависеть от объема госфинансирования: «Господдержка распространена в мировой практике, но ее объем сильно варьируется. В Польше LG Chem получила субсидию в 10% (36 млн евро из 325 млн евро инвестиций в завод); в США – 50% ($142 млн из $284 млн)».