Сеть DNS впервые с 2017 года вошла в тройку крупнейших онлайн-ритейлеров России

Она смогла потеснить «Ситилинк» за счет активного развития в небольших городах
DNS потеснила «Ситилинк» / Сергей Пятаков / РИА Новости

Сеть DNS по итогам прошлого года увеличила продажи в интернете на 41% до 185 млрд руб., это позволило компании вернуться в тройку крупнейших онлайн-ритейлеров России, следует из рейтинга, подготовленного аналитической компанией Data Insight. Последний раз такое высокое место она занимала в 2017 г. Лидеры рейтинга за год не изменились: Wildberries практически удвоила продажи до 805,7 млрд руб., у Ozon этот показатель вырос в 2,3 раза, составив 446,7 млрд руб. 3-е место в 2020 г. занимала сеть «Ситилинк», однако по итогам прошлого года она нарастила продажи лишь на 24% до 163,4 млрд руб., опустившись в итоге не четвертую позицию.

В прошлом году интернет-сегмент рос в основном в небольших городах, там нет высокой конкуренции и как раз широко представлена сеть DNS, объясняет партнер Data Insight Борис Овчинников. Он добавляет, что и география у этого игрока шире. В 2021 г. компания увеличила свою сеть магазинов на 20%, доведя ее до 2789 точек более чем в 1000 городов России, привел данные генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Для сравнения: по словам представителя «Ситилинка», у нее 1000 магазинов-складов и пунктов выдачи заказов в 500 городах России. По словам Бурмистрова, DNS также увеличила торговые площади на 22% до 1,34 млн кв. м в том числе за счет дарксторов, которые используются для сбора товаров при доставке. Как итог, доля онлайн-продаж в общем обороте сети выросла с 25,9 до 27,6%, подсчитал эксперт. Основатель и генеральный директор компании DNS Дмитрий Алексеев не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель «Ситилинка» сообщил лишь, что товарооборот компании вырос на 26% в годовом выражении и достиг 175 млрд руб. Для поддержания ассортимента в новых условиях компания, по его словам, в данный момент перестраивает цепочки поставок.

В топ-100 крупнейших интернет-магазинов прошлого года, по данным Data Insight, также вошло 14 новых проектов (например, Rigla.ru, Divan.ru, Sokolov.ru и проч.), при этом порог попадания в рейтинг вырос на 22% до 610 млн руб. Совокупные продажи 100 крупнейших онлайн-ритейлеров России суммарно составили 3,4 трлн руб., это в 1,6 раза больше, чем годом ранее. Число заказов у них выросло в 2,2 раза до 1,59 млрд.

Наибольший годовой прирост продаж в 2021 г., согласно рейтингу, показали «Яндекс.Еда» (+858% до 11,5 млрд руб.), «Лента» (+812% до 10 млрд руб.), «Перекресток» (+658% до 12 млрд руб.), Kazanexpress (+558% до 8,6 млрд руб.), «Ригла» (+375% до 7,14 млрд руб.). Сегмент товаров повседневного спроса в целом, по словам Овчинникова, за 2021 г. вырос в 2,5 раза и достиг 315 млрд руб. Остальные категории растут примерно с похожей скоростью, но чуть хуже остальных себя чувствуют одежда, детские товары, а также книги: первые хорошо представлены на маркетплейсах, а с печатных книг россияне переключаются на цифровые, объясняет он.

В этом году Бурмистров ожидает роста доли мультикатегорийных маркетплейсов, таких как Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и «Сбермегамаркет», до 50% (в 2021 г. у них было около 40%).

А вот компании с высокой потребностью в финансовых ресурсах, занимающиеся развитием дарксторов («Самокат» и «Яндекс.Лавка»), и сервисы доставки («Сбермаркет», «Яндекс.Еда», Delivery Club), по его словам, наоборот, несколько замедлят рост, в том числе в связи с ограничением инвестиций. 10–15 крупнейших маркетплейсов и онлайн-магазинов еще сильнее оторвутся от остальных участников рынка, соглашается исполнительный директор отраслевого издания Oborot.ru и руководитель кластера электронной коммерции в Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов. По его словам, сложнее всего придется средним игрокам российского рынка, у которых нет серьезных инвесторов: этот сегмент рынка ждет консолидация, а кто-то и вовсе будет вынужден просто закрыться. Бурмистров также отмечает, что конкуренция на рынке продолжит усиливаться, поэтому онлайн-ритейлерам, сфокусированным на одной категории, таким как, например, Lamoda, Bonprix.ru, «220 вольт» или «Аптека.ру», будет сложнее конкурировать с мультикатегорийными маркетплейсами и крупнейшими омниканальными игроками. Именно они, по его словам, будут бороться за долю международных брендов, планирующих уйти из России. Новые импортеры, не имеющие собственной розницы или налаженных связей с розничными сетями, в первую очередь отправятся на маркетплейсы, соглашается Овчинников. На маркетплейсы, по его мнению, будет направлен и параллельный импорт.

Рейтинг онлайн-игроков в 2022 г. точно изменится, утверждает Овчинников. Сейчас в зоне риска оказались практически все его нынешние участники из-за меньшей доступности финансовых ресурсов, нарушения логистических цепочек, изменения ситуации на фондовом рынке, снижения покупательной способности населения и экономических прогнозов. На это наложились также дефицит программистов и сокращение трафика в офлайне в связи с уходом иностранных магазинов.