Сеть пельменных «Лепим и варим» отстояла права на свое название

Она два года судилась за него с сетью супермаркетов Eurospar
Судебные разбирательства между Eurospar и «Лепим и варим» могут какое-то время еще продолжаться в рамках других исков/ Пресс-служба компании

Спор между сетью пельменных «Лепим и варим» и ритейлером Eurospar за ряд товарных знаков, судя по всему, завершен. Суд по интеллектуальным правам 31 марта 2023 г. подтвердил решение первой инстанции, которая признала, что управляющая магазинами Eurospar фирма «Спар Миддл Волга» неправомерно использует бренд «Лепим-варим» в названии своих отделов кулинарии и продает под этим знаком свою продукцию, обнаружили «Ведомости».

Сам спор между сторонами начался еще в 2021 г. Сперва владелец пельменных – ООО «Инвестиционная компания «Молодые и красивые» – пытался урегулировать все противоречия с оппонентом мирным путем, но Eurospar в итоге отказалась переименовывать свои отделы и собственную торговую марку (СТМ), рассказывал «Деловому Петербургу» основатель «Лепим и варим» Михаил Фишер. Его сеть обратилась с иском в суд, потребовав от ответчика смены названия отделов кулинарии и компенсации в размере 21 млн руб. Eurospar же, в свою очередь, зарегистрировала свой товарный знак «лепим варим» и нарисованный над текстом пельмень, а также подала жалобы в Роспатент с требованием прекратить охрану товарных знаков ИК «Молодые и красивые». Ведомство жалобы отклонило.

В мае прошлого года Арбитражный суд Нижегородской области заявление владельца пельменных частично удовлетворил. Согласно этому решению, Eurospar должна прекратить использование спорного названия на вывесках, в рекламе и доставке, а также заплатить истцу 5,2 млн руб. компенсации. Теперь это решение подтвердил и Суд по интеллектуальным правам. Исполнительное производство по данному делу пока не завершено, сказал Фишер «Ведомостям». В связи с этим он затруднился сообщить, перестала ли «Спар Миддл Волга» использовать спорные товарные знаки. «Это федеральная сеть, проверить все магазины затруднительно», – добавил бизнесмен. В Eurospar на запрос не ответили.

Судя по материалам дела, ритейлер не стал подавать жалобу в вышестоящую инстанцию – Верховный суд, а значит, спор между сторонами можно считать завершенным, говорит один из опрошенных юристов. Автор телеграм-канала «Юрист в ресторане» Александр Королев, правда, допускает, что судебные разбирательства между Eurospar и «Лепим и варим» могут какое-то время еще продолжаться в рамках других исков.

Eurospar – нидерландский продуктовый ритейлер, имеющий одну из крупнейших в мире франчайзинговых сетей (13 623 магазина в 2021 г.). Развивающая этот бренд в России компания «Спар Миддл Волга» входит в группу «Сладкая жизнь» Альберта Гусева. В рейтинге крупнейших компаний России журнала Forbes последняя в 2022 г. занимала 74-ю позицию с общей выручкой 140,8 млрд руб. Сейчас под управлением «Спар Миддл Волги» 200 супермаркетов в 12 регионах.

Сеть пельменных «Лепим и варим» принадлежит бизнесменам Артаку Несунцу (75% долей) и Фишеру (25%). Включая франчайзинговые точки, она насчитывает 48 ресторанов в России и Казахстане.

Опрошенные «Ведомостями» юристы считают решения судов в отношении Eurospar справедливыми. Предприниматели вкладывают в развитие своего бренда финансовые и трудовые ресурсы, они делают его узнаваемым и ассоциирующимся у потребителей с определенным качеством услуги или товара, говорит Королев. По его словам, незаконное использование товарного знака может привести к путанице и нанесению ущерба бизнесу его владельца. Из-за таких действий правообладатель теряет покупателей, которые уходят и платят другому продавцу, соглашается юрист адвокатского бюро Asterisk Вячеслав Климов.

Споров, где правообладатели требуют выплаты компенсации за неправомерное использование товарного знака, много. К примеру, иски по такому поводу подавала сеть «Сыроварня» Аркадия Новикова к уфимскому ресторатору Владиславу Ловкову, а кулинарная лавка «Братья Караваевы» – к компании «Два кренделя» в связи с использованием словосочетания «кулинарная лавка», напоминает Королев.

По словам управляющего партнера «Зуйков и партнеры» Сергея Зуйкова, компенсация, которая была присуждена сети «Лепим и варим», хотя и не рекордная, но довольно большая. Суды обосновали ее размер, исходя из двойной стоимости прав на открытие точки под брендом «Лепим и варим» (они оцениваются в 1,5 млн руб.) и количества торговых точек, где было доказано нарушение, объяснил эксперт.