«Шереметьево» хочет пятую свободу воздуха

Аэропорт предлагает разрешить китайским авиакомпаниям делать транзитную посадку в Москве
Источник «Ведомостей» в группе «Аэрофлот» считает, что пятая свобода может быть предоставлена авиакомпаниям КНР только на паритетной основе/ Максим Стулов / Ведомости

Представители «Шереметьево» поднимали в Минтрансе вопрос о введении для китайских авиакомпаний пятой свободы воздуха при посадке в аэропортах Москвы («Шереметьево», «Домодедово», «Внуково»). Об этом «Ведомостям» рассказали два источника в крупной авиакомпании и в одном из московских аэропортов.

Свободы воздуха – набор правил, регламентирующих право авиакомпаний входить в воздушное пространство других стран и приземляться на их территории, прописанный в Чикагской конвенции 1944 г. Пятая свобода позволяет авиакомпании летать между двумя зарубежными странами, если перелет начинается или заканчивается в своей стране. Например, если китайская авиакомпания выполняет рейс из Парижа в Москву, а затем летит в Гуанчжоу. Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отметил, что при пятой свободе авиакомпания имеет и право продавать билеты на участки между зарубежными странами.

Один из источников уточнил, что эта инициатива поднимается на совещаниях с участием Минтранса и аэропортов «как минимум с конца прошлого года». Другой собеседник говорит, что идея «не формализована в виде официальных писем». По его словам, на совещаниях пятую свободу предлагал предоставить китайским авиаперевозчикам представитель «Шереметьево», который до пандемии был крупнейшим в России транзитным хабом между Западной Европой и Восточной Азией. Представитель Минтранса сказал «Ведомостям», что данное предложение в ведомство не поступало и с российскими перевозчиками не обсуждалось.

«Если идея будет принята, это будет выгодно и пассажирам, и аэропортам, и перевозчикам. Пятую свободу не дают для защиты своего рынка. Но в Европу уже больше года никто из российских авиакомпаний не летает, защищать нечего. «Аэрофлоту», например, выгодно будет заключить с отдельными китайскими авиакомпаниями код-шеринговое соглашение», – пояснил источник логику предложения.

Но ожидать этого нововведения, по мнению собеседника «Ведомостей», «в скором времени не следует». В частности, он указывает, что для этого необходимо получить согласие от авиавластей КНР. «Пройдут еще не одни переговоры [по этому поводу]», – добавил он.

Источник «Ведомостей» в группе «Аэрофлот» считает, что пятая свобода может быть предоставлена авиакомпаниям КНР только на паритетной основе. «Либо авиакомпании из Китая предоставляют нам блоки мест на рейсах из Москвы для наших пассажиров, либо «Аэрофлот» получает пятую свободу в пунктах КНР для полетов в дружественные страны с посадкой в Китае. Но приоритетным для «Аэрофлота» будет предоставление блоков», – сказал собеседник.

«Вопрос предоставления дополнительных прав полетов должен обсуждаться на переговорах авиационных властей. Минтранс пригласил китайскую сторону для проведения переговоров по вопросу расширения воздушного сообщения между странами», – отметил представитель Минтранса. Представитель пресс-службы правительства РФ заметил, что обращение аэропортов по поводу введения пятой свободы в кабмине не получали.

«Ведомости» направили запросы в «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково» и петербургский аэропорт «Пулково», а также в авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Победа», UTair.

До пандемии коронавируса режим открытого неба вводился в «Пулково». Там с 1 января 2020 г. была введена седьмая свобода, позволявшая европейским перевозчикам летать в Петербург не из своих стран: венгерский лоукостер Wizz Air имел право летать в «Пулково» из словенской Любляны и других европейских аэропортов. Но ощутить эффект аэропорт не успел: в марте того года международное авиасообщение схлопнулось из-за COVID-19.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что пятая свобода воздуха «соответствует интересам московских аэропортов и не создает больших проблем российским авиакомпаниям». Он напомнил, что российские перевозчики не летают в Европу, а только подвозят часть пассажиров к хабам в Стамбуле, Дубае и к относительно небольшим аэропортам в других странах. Последние используются для дальнейших перелетов в ЕС. «На этих направлениях у российских авиакомпаний могут возникнуть небольшие потери. С другой стороны, пассажирам из российских регионов удобнее и дешевле будет летать с пересадкой в Москве и эти клиенты точно достанутся российским перевозчикам», – объясняет эксперт.

Пантелеев полагает, что разногласий по этим вопросам между авиавластями России и Китая возникнуть не может. Но сложности возникнут в переговорах между КНР и ЕС. «У европейских политиков такая инициатива, скорее всего, вызовет бурю протестов. В ЕС уже звучали заявления о преимуществе китайских перевозчиков, летающих в Европу с использованием воздушного пространства России (этот маршрут короче, но после начала СВО ЕС перестал пускать в свое воздушное пространство российские самолеты, а Россия в ответ запретила европейцам летать над своей территорией. – «Ведомости»)», – говорит Пантелеев. Он также напомнил, что пятой свободой обладал аэропорт Калининграда, но турецкие перевозчики не используют эту возможность для выполнения рейсов в Европу.

Ланецкий согласен, что шансы согласовать введение пятой свободы в аэропортах Москвы со странами ЕС «крайне низки». Но если с каким-то государством ЕС это удастся сделать, то это направление «будет крайне востребованным», считает он.