«Доширак» может начать в России производство чипсов и снеков

Но производителю лапши будет сложно конкурировать с Lay’s и другими привычными брендами
«Доширак» активно ищет новые ниши на российском рынке/ Евгений Разумный / Ведомости

Российское подразделение корейской Doshirak ООО «Доширак рус» может локализовать производство чипсов и снеков: соответствующие заявки на товарные знаки кириллицей и латиницей компания подала в Роспатент в феврале 2024 г., следует из данных ведомства. Речь идет о брендах, которые до этого не были представлены в ассортименте компании – «Buccella/Бучелла» и «Deluna/Делуна». ООО зарегистрировало их по 29-му и 30-му классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ): чипсы из картофеля или из пшеничной муки, а также злаковые батончики.

В «Доширак рус» не ответили на запрос «Ведомостей», но ранее компания заявляла на сайте и своих профилях на порталах вакансий о том, что планирует «освоение новых сегментов рынка» и ведет «разработку новых брендов и новых продуктов».

«Доширак рус» расширяет бизнес, следует из сообщений компании. У производителя лапши быстрого приготовления в России уже есть завод в подмосковном Раменском (ООО «Доширак Коя») и еще один – под Рязанью, где делают лапшу, картофельное пюре и приправы. В подразделении в Раменском открыто несколько вакансий по строительству, включая заместителя главного инженера, в задачи которого будут входить «работы по капитальному строительству и реконструкции производственного объекта». Годом ранее компания также приобрела мукомольный завод у тамбовского мельничного комплекса «Монолит». Там производятся мука и отруби, судя по выданным производству сертификатам. Кроме того, в портфель корейского холдинга входит завод в Нижегородской области, ранее принадлежавший производителю бульонных кубиков, приправ и лапши Gallina Blanca. «Доширак» выкупил этот бизнес у испанского владельца в конце 2022 г.

«Доширак» активно ищет новые ниши на российском рынке, для них имеет смысл использовать такую категорию, как чипсы, в качестве канала развития, считает управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный. По его словам, потенциально это направление может приносить компании до 2 млрд руб. выручки в год. Выручка ООО «Доширак рус» по РСБУ в 2023 г. составила 23,1 млрд против 19,7 млрд руб. в 2022 г., а чистая прибыль – 6,8 млрд руб., по данным «Фокус.Контур».

Сейчас даже с учетом нормализации ставок контейнерных перевозок из Кореи в порты Дальнего Востока логистика получается очень дорогой и локализация производства – единственный адекватный вариант, чтобы побороться за более или менее значимую долю на рынке, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, инвестиции в установку и запуск новых производственных линий на заводе в Раменском могут составить не менее 1 млрд руб. В среднесрочной перспективе это экономически интересно благодаря спросу среди молодежи, отметил Бурмистров.

Но оба эксперта напоминают, что соревноваться с лидером рынка – продукцией Lay’s – «Дошираку» будет сложно. По данным аналитической компании NTech, чипсы Lay’s в продажах торговых сетей занимают 64,1% в натуральном выражении и 66,9% – в денежном. С большим отрывом за ними следуют бренды «Русская картошка» от производителя сухих завтраков и снеков «Русскарт» (7,2% в пачках и 5,5% в деньгах) и собственная марка «Пятерочки» Twister (6,7% в пачках и 5,6% в деньгах). Среди злаковых батончиков самые популярные марки – Snaq Fabriq и Bombbar российского производителя «Бомббар» из Самарской области (занимает около 30% рынка протеиновых батончиков), Nut & Go крупного российского производителя снеков и кондитерских изделий группы КДВ.

Чипсы занимают 42,8% в категории снеков (далее идут семечки, соленые закуски, орехи, сушеные морепродукты и соленое печенье), по данным NielsenIQ. Как подсчитали для «Ведомостей» аналитики компании, в 2023 г. их продажи в натуральном выражении выросли на 6,1%, а в денежном – на 19,1%. В начале года (январь и февраль 2024 г.) категория чипсов уже показала рост год к году на 10,8% в пачках и на 23,1% в деньгах. Также высокую динамику демонстрировали продажи батончиков-мюсли – в 1,5 раза в натуральном выражении и на 38,4% в денежном, по данным NielsenIQ.

Конкуренция в сегменте будет усиливаться: Pepsico запустила под Новосибирском первую очередь завода снеков, напоминает Бурмистров. О запуске завода спустя два года после начала строительства, которое обошлось в 12 млрд руб., накануне сообщил ТАСС.