Спрос на растительное меню общепита в Великий пост может увеличиться на 20%

Одни рестораторы говорят о моде на здоровое питание, другие – о навязывании растительного мяса
Unsplash

Продажи постных блюд в заведениях общественного питания в период Великого поста, проходящего в 2024 г. с 18 марта по 4 мая, могут увеличиться на 15-20% относительно весны 2023 г., прогнозируют аналитики «Крошки картошки». Среди причин указывается интерес россиян к здоровому питанию, а также тренд на растительные альтернативы.

По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), среди православных россиян в 2023 г. Великий пост соблюдали лишь 13% респондентов. Но большинство опрошенных «Ведомостями» рестораторов уверенно ожидают роста спроса на постные блюда – как до Пасхи, так и в целом в 2024 г.

Доля продаж позиций из растительного меню в «Крошке картошке» в прошлом году достигла 59,8% от всех заказов. В этом году аналитики компании ожидают рост уже до 80%. За прошедшую неделю (25-31 марта) доля постного меню в чеках составила 21%, отметил представитель сети фастфуда.

Аналитики «Крошки картошки» указывают в качестве причины увеличения продаж повышенный интерес посетителей к здоровому питанию – например, с 2020 г. спрос на салаты у клиентов точек фастфуда вырос на 61%, на супы – на более чем 19%. Кроме того, развитие растительной продукции, по оценкам экспертов, является мировым трендом.

Повышение спроса на постные позиции отмечают и в ресторанах Tanuki Family. В 2022 г. объем продаж вырос на 9%, а в 2023 г. – уже на 18%. С начала этого года также отмечается динамичный рост популярности постных позиций, а по итогам 2024 г. ожидается увеличение продаж до 20%, отметил представитель сети. 

В компании указали, что по некоторым позициям цена на постное и обычное меню сопоставима. Например, борщ ресторана «Ерш» постный или с мясом стоит 380 руб., стоимость салата «цезарь» с вешенками в «Ерше» составляет 500 руб. по сравнению с аналогом с курицей за 510 руб. В то же время постные роллы в «Тануки» стоят по 350 руб., а с рыбой и морепродуктами – в среднем по 450-500 руб.

Стабильный рост продаж блюд постного меню видят и в ресторанах японской кухни «Якитория». По словам бренд-шефа сети Станислава Бахаровского, в 2023 г. рост продаж блюд из постного меню составил 10% по сравнению с 2022 г. В этом году «Якитория» ожидает рост продаж блюд постного меню на 15% и продажи в первые две недели Великого поста подтверждают такой прогноз, добавил он.

«Рост спроса на блюда с растительными жирами, на мой взгляд, связан с тем, что все больше людей уделяют внимание своему рациону, растет осведомленность, появляются все новые диеты и программы питания, которые помогают потреблять вкусную и здоровую пищу, не перенасыщая себя калориями», – считает Бахаровский.

В то же время в ресторане русской кухни «Теремок» не подтверждают рост спроса на растительные блюда. Основатель и управляющий сети ресторанов Михаил Гончаров указывает, что продажи в Великий пост достаточно стабильны от года к году. В 2024 г. «Теремок» ожидает тот же рост спроса на постное меню, который был в прошлые годы: по заявлению Гончарова, и продажи в целом, и реализация постных блинов выросли в 2023 г. на 26%. 

«⁠Мы не замечаем, что население предпочитает растительные альтернативы. Мы видим, что производители растительных альтернатив активно пиарят и рекламируют свою продукцию. Это хорошо и правильно. Но пока их усилия ни к чему не привели», – заявил он. Гончаров считает, что массовый потребитель «предельно консервативен и эти тренды его не затрагивают, как бы этого кому-то ни хотелось».