Таджикистан позвал китайцев в разведку нефти и газа

undefined

Президент Таджикистана пригласил китайскую CNPC составить компанию "Газпрому" и западной Tethys к разведке нефтегазовых запасов беднейшей постсоветской страны, расчищая путь деловой экспансии Пекина в Центральной Азии.

Эмомали Рахмон прибыл на саммит Шанхайской организации сотрудничества в Китай, где также заручился обещанием союзника о кредите в $50 млн на строительство дороги и позвал Zijin Mining Group в разработку медного месторождения.

"Таджикистан заинтересован в налаживании сотрудничества с CNPC и готов создать все условия для ее успешной работы на территории республики", - цитирует слова Рахмона его пресс-служба во вторник.

Таджикистан с населением 7,5 млн человек, преимущественно мусульман, зависит от экспорта алюминия, хлопка и денежных переводов почти миллиона трудовых мигрантов, преимущественно работающих в России.

Москва рассматривает Центральную Азию как сферу своего влияния. "Дочка" "Газпрома" и канадско-британская фирма - единственные иностранные компании, ведущие (без особых успехов) разведку газа в Таджикистане.

Независимый аналитик Джамшед Кадыров сказал, что финансовые мускулы Пекина и его жажда к природным ресурсам подорвут традиционное российское доминирование в регионе, дав президенту Таджикистана дополнительные рычаги в переговорах с Кремлем.

Таджикистан, который регулярно сталкивается с перебоями в энергоснабжении и зависит от импорта природного газа из соседнего Узбекистана, не раскрыл деталей меморандума о сотрудничестве с CNPC, кроме призыва к геологоразведке.

"Вполне возможно, что на фоне отсутствия успехов у российской и канадской компаний право на разработку газоносных месторождений передадут Китаю", - сказал Reuters Кадыров. "КНР идет к своей цели - заполучение очередного источника сырья", - добавил он.

В сообщении на сайте CNPC говорится, что председатель совета директоров Цзян Цземинь принял Рахмона в штаб-квартире компании и обсудил "укрепление партнерства в нефтяной и газовой сферах".

Китайская экспансия в Таджикистан, граница с которым растянулась на 800 км в горах, отражает глобальную картину поисков Пекином дополнительных источников полезных ископаемых в качестве сырья для быстрорастущей экономики.

Китайские инженеры на китайские деньги проложили через Центральную Азию газопровод из Туркмении к западной границе КНР, а китайские компании контролируют почти четверть нефтяной добычи в Казахстане, крупнейшей после России экономике постсоветского региона.

В сообщении пресс-службы Рахмона говорится, что государственный Эксимбанк Китая выделил Таджикистану очередной кредит объемом $50,5 млн на реконструкцию дороги до границы. Граница проходит по горам Памира, и поэтому на ней только один контрольно-пропускной пункт и единственная связывающая страны автотрасса. Душанбе с начала года задолжал китайскому банку уже $878,5 млн, или более 41% совокупного внешнего долга.

Еще одной договоренностью в Китае стало обещание Zijin Mining рассмотреть предложения таджикского лидера о разработке сульфидных руд на севере республики и строительстве первого медного комбината, говорится в пресс-релизе.

Zijin Mining владеет в Таджикистане 75%-ным пакетом акций золотодобывающего предприятия Зеравшан. В прошлом году на Зеравшане было произведено 1328 кг чистого золота, или почти 60% от общего объема, производимого в стране.

"В ближайшие годы годовой объем производства золота на предприятии Зеравшан должен достигнуть пяти тонн золота", - сообщает пресс-служба Рахмона по итогам его встречи с руководством Zijin в городе Шанхан.

В прошлом году таджикский парламент ратифицировал соглашение о демаркации границы с Китаем, положив конец вековому конфликту по поводу спорной территории в памирском высокогорье. Некоторые критики сочли это платой Душанбе за приток китайских инвестиций.