Экологи обеспокоились снижением темпов реализации природного газа

Председатель Российского экологического общества и Общественно-экспертного совета по национальному проекту «Экология» Рашид Исмаилов направил письмо заместителю председателя правительства РФ Александру Новаку, в котором выразил обеспокоенность российских экологов снижением темпов реализации природного газа как моторного топлива. В нем также говорится о необходимости дополнительных мер поддержки этого рынка. Природный газ (метан) является наиболее экологически чистым видом топлива: он сокращает объем выбросов вредных веществ от автомобиля в атмосферу до 80%, выбросы углекислого газа – в 2-3 раза. Напомним, что в рамках федерального проекта «Чистая энергетика» в России к 2024 г. планировалось увеличить объемы потребления природного газа как моторного топлива до 2,72 млрд кубометров в год.

В письме, направленном в правительство, говорится, что за годы активного развития метан проявил себя как самое эффективное экологичное моторное топливо с учетом всего жизненного цикла. Однако низкие цены на сжиженные углеводородные газы (СУГ) в течение последних двух лет, особенно в начале 2023 г., негативно влияют на рост его потребления в качестве топлива в российских регионах.

Еще одна причина стагнации рынка газомоторного топлива – снижение темпов роста автопарка экологичного транспорта. Фактическое уменьшение объемов производства техники по сравнению с 2022 г. составило 47%, отмечается в письме.

В то же время загрязнение воздуха является одной из самых серьезных экологических угроз для здоровья человека. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за счет мер по снижению уровня загрязнения воздуха возможно уменьшить бремя болезней, таких как инсульт, болезни сердца, рак легких, а также хронические или острые респираторные заболевания, включая астму.

«Сокращение выбросов в атмосферу за счет потребления метана на транспорте, которое фактически регулярно фиксируют эксперты, позволяет говорить о потенциале снижения уровня заболеваемости граждан нашей страны в связи с улучшением состояния качества воздуха, – прокомментировал ситуацию Исмаилов. – Только за девять месяцев 2023 г. за счет использования природного газа как топлива в России сокращены выбросы парниковых газов от автомобилей примерно на 2,1 млн т СО2-эквивалента. Чтобы компенсировать такой объем выбросов, потребовалось бы высадить по меньшей мере полмиллиона гектаров леса, что соразмерно двум территориям Москвы».

Российское экологическое общество предлагает свою экспертную и организационную поддержку правительству РФ в проработке дополнительных мер поддержки рынка газомоторного топлива. В числе возможных решений – введение плавающего акциза на СУГ. Необходимо определить целевой показатель 30% по переводу личного и общественного транспорта, а также дорожной техники на метан в городах с населением свыше 500 000 человек, считают эксперты-экологи. Еще одно предложение – рассмотреть возможность ограничения въезда в центр городов транспорта не на природном газе, а для владельцев «метановых» машин ввести льготные тарифы на стоянку в зоне платной парковки и на проезд по платным участкам федеральных автомобильных дорог.