Прогнозировать спрос Китая на нефть становится все труднее

Цифры искажаются закупками для пополнения стратегических запасов
E.Hoshiko/ AP

Резкое снижение цен на нефть позволило правительству Китая пополнить стратегические запасы нефти, созданные для обеспечения энергетической безопасности. Это способствовало увеличению мирового спроса и импорта нефти в Китай, который в 2014 г. вырос на 9,5%. Однако из-за этих дополнительных покупок нефтяным компаниям, трейдерам и правительствам других стран стало еще сложнее оценить истинные потребности Китая в нефти.

Страна стала ведущим импортером нефти, по некоторым показателям превосходя США. Оценка китайского спроса важна для прогнозирования цен, особенно из-за избытка нефти на мировом рынке. “Они строят огромное количество хранилищ, которые нужно запонить”, - говорит Томас Паф из Capital Economics. Но не ясно, когда Китай приобретет соответствующее количество нефти.

Рост китайской экономики замедляется, что должно тормозить и рост текущего спроса на нефть. Нехватка точных данных о резервах - очень большая проблема для мировых нефтяных рынков, отмечает Кейсуке Садамори, директор Международного энергетического агентства (МЭА) по энергетическим рынкам и безопасности. У членов МЭА должны быть достаточно запасов нефти, чтобы выдержать срыв ее поставок в течение 90 дней. Хотя Китай не является членом организации, но принял похожую программу и несколько лет старался пополнять запасы нефти, не провоцируя рост цен.

Этой осенью Китай стал действовать активнее. По данным сингапурских трейдеров, в октябре China National United Oil Corp., трейдинговое подразделение крупнейшей в стране нефтегазовой компании CNPC, приобрела рекордные 47 танкерных партий нефти (более 23,5 млн баррелей). С тех пор она больше не делала таких масштабных закупок.

В XXI в. потребность Китая в импорте нефти сильно возросла, тогда как ее добыча в стране практически не изменилась. Поэтому по всему миру увеличились инвестиции в новые нефтяные проекты. В результате, с 2000 г. глобальная добыча нефти выросла более чем на 15%, по данным Администрации энергетической информации США (EIA). Китайский спрос стал для нефтедобытчиков еще более важен, поскольку США стали замещать импортируемые нефть и газ добычей из собственных сланцевых месторождений. Однако если в 2003-2012 гг. спрос каждый год увеличивался на 500 000 баррелей в день, то к концу десятилетия, по прогнозу МЭА, темпы его роста сократятся вдвое из-за замедления экономики.

Другой индикатор, видимый спрос Китая на нефть (объем переработанной нефти плюс чистый импорт нефтепродуктов), показывает аналогичный тренд. В течение десятилетия его годовой темп роста составлял 6%, но в последние два года замедлился до 2-3%, согласно МЭА и EIA. Ожидается, что в следующие несколько лет такой темп сохранится.

На фоне снижения промышленной активности в стране китайские нефтепереработчики уже наблюдают избыток таких продуктов, как бензин. Это негативно скажется на увеличении мощностей НПЗ в Китае, которые помогают оценивать будущий спрос на нефть, говорят эксперты. По оценке аналитика Citi Ивана Шпаковского, в этом году мощности НПЗ увеличатся на 380 000 баррелей в день после роста на 636 000 баррелей в 2014 г.

Еще один неизвестный фактор - пополнение стратегических запасов. В прошлом десятилетии китайское правительство приняло трехэтапную программу, согласно которой к 2020 г. в стране должен быть построен десяток хранилищ. Национальное бюро статистики Китая редко раскрывает информацию об этом. Но в ноябре оно сообщило, что построенных во время первого этапа хранилищ хватит для удовлетворения потребностей страны в нефти в течение девяти дней, тогда как цель - 90 дней.

По оценкам аналитика CLSA Саймона Пауэлла, после последних закупок запасов Китая теперь хватит на 40 дней использования. Инвестбанк North Square Blue Oak говорит о 50 днях, учитывая еще и коммерческие резервы.

Конкуренция среди нефтедобытчиков за долю на китайском рынке усилится, считает аналитик Wood Mackenzie Сушант Гупта. Например, экспорт нефти из Саудовской Аравии в Китай в прошлом году сократился на 8%, поскольку увеличился импорт из России и других стран. В результате Саудовская Аравия предложила скидки покупателям в Азии.

Северная Америка стала покупать меньше нефти у стран Западной Африки, поэтому Нигерия и другие государства стали больше ориентироваться на Китай. По данным морских контейнерных перевозчиков, в 2014 г. он стал крупнейшим импортером африканской нефти. Нефтедобыча на Черном континенте выросла, но спроса Китая оказалось недостаточно, поэтому в африканских портах стоят танкеры с непроданной нефтью.

“Хотел бы я знать, что происходит в Китае, - говорит Иэн Тэйлор, гендиректор крупнейшего в мире нефтяного трейдера Vitol. - Похоже, энергоемкость там заметно снижается”.

Перевел Алексей Невельский