Статья опубликована в № 3983 от 17.12.2015 под заголовком: «Платон» оказался в суде

КС проверит систему «Платон» на соответствие Конституции

Заявление подано депутатами от КПРФ; они отмечают, что параметры платежей в законе не определены

В среду депутаты КПРФ Юрий Синельщиков и Вадим Соловьев от лица 92 депутатов направили в Конституционный суд запрос о соответствии Конституции законодательства о введении системы сбора платы с тяжелых грузовиков. Оспорены нормы КоАПа и законодательства об автомобильных дорогах, а также постановление правительства о введении платы.

«Платон» запущен с 15 ноября, проезд 1 км федеральной трассы обходится грузовику (массой более 12 т) в 1,53 руб. до марта и 3,06 руб. до 2018 г. Система стала причиной недовольства водителей по всей стране, выступления против нее прошли в 40 регионах. Уже три группы дальнобойщиков встали вблизи МКАД, протестуя против «Платона».

Плата за «Платон» не соответствует ст. 57 Конституции, поскольку введена постановлением правительства, а не Налоговым кодексом или другим законом о налогах и сборах, говорится в заявлении КПРФ, а Конституционный суд неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом. Штраф за движение «без оплаты» также нарушает Конституцию и вводит препятствия для свободного перемещения товаров, считают авторы запроса. Дальнобойщики – это тот самый средний и мелкий бизнес, о котором так заботится наше правительство, напоминает Соловьев.

Километры «Платона»

По словам Медведева, подавляющее большинство дальнобойщиков зарегистрировались в «Платоне», они выполняют 85–90% перевозок в стране. Но по данным Росавтодора, к 15 декабря в системе зарегистрировано 650 000 транспортных средств, хотя еще осенью ожидалось, что будет 2 млн машин. Если судить по статистике Росавтодора, за месяц все грузовики в стране проехали 972 млн км, или 1494 км каждый. В среднем протяженность маршрута составляет 891,8 км и пока обходится в 1346 руб.

Отменить «Платон» предложил в прошлую пятницу и президентский Совет по правам человека – перенести сбор в топливный акциз. Кроме того, совет рекомендовал Счетной палате и Генпрокуратуре проверить систему и договор между РТИТС (концессионер) и Росавтодором. РТИТС (принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ-инвест») будет получать ежегодно от государства 10,63 млрд руб., притом что все сборы в бюджет составят 39,9 млрд руб.

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что «Платон» не отменят, моратория на его работу не будет. «Обсуждаются вопросы улучшения работы, связанные со структурой платежей за дороги целом», – говорил его заместитель Аркадий Дворкович.

В базе Конституционного суда заявления пока нет, его пресс-служба вчера была недоступна. Обязанность внесения платы в счет возмещения вреда установлена федеральным законом и это не налоговый платеж, настаивает представитель Росавтодора.

У Конституционного суда есть ряд постановлений по ст. 57 Конституции, исходя из которых ставки такого платежа, его состав и основные параметры должны быть определены в законе, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Конституционному суду некуда деваться, «он не может изменить своих подходов, ссылаясь на иную практику, чем принятая им самим ранее», заключает он.