Статья опубликована в № 3994 от 15.01.2016 под заголовком: По миллиарду за километр

Платный участок автотрассы М1 «Беларусь» обойдется в 101,5 млрд рублей

Но на его строительство нет ни денег, ни инвесторов

Инвестиции в реконструкцию платного участка автотрассы «Беларусь» (99,5 км от Одинцова в сторону Минска) составят 101 млрд руб., говорится в отчетности по РСБУ госкомпании «Автодор».

Согласно утвержденной распоряжением правительства программе деятельности госкомпания должна отобрать концессионера для проекта на М1 уже в 2016–2017 гг., предложив ему в проекте долю в 39%. Строительство займет три года – 2018–2020 гг. По плану правительства первый платный участок длиной 56 км должен заработать в 2019 г., а эксплуатация всего реконструированного участка уже в 2020 г. должна принести 5,7 млрд руб.

Проект строительства был готов еще в прошлом году: реконструкция дороги с расширением числа полос, аналогичная проведенной на М4 «Дон», говорит менеджер дорожно-строительной компании, знакомый с проектом. На базе существующей трассы частично с использованием ее дорожного полотна будет построена новая, а старая дорога станет обязательным бесплатным дублером, как произошло с Каширским шоссе и М4, объясняет он.

Участниками будущего конкурса могли бы стать консорциумы, состоящие из крупных строительных компаний и ведущих российских банков, способных мобилизовать достаточно ресурсов, считает Евгений Мазур из «НЭО центра», например Газпромбанк, Сбербанк, ВТБ, активно участвующие в ГЧП-проектах, а также участники последних конкурсов «Автодора» на III и IV сегменты ЦКАД – АРКС, УК «Лидер», Vinci, «Стройтрансгаз», ДСК «Автобан». Представитель УК «Лидер», уже участвовавшей в строительстве первого платного участка на М1 в обход Одинцова, вчера не стал комментировать интерес к проекту.

В 2015 г. «Автодор», не объявляя конкурса, уже искал претендентов на проект в порядке частной инициативы, но желающих, видимо, не нашлось, рассказывает менеджер другой дорожно-строительной компании. «Мы бы с радостью взяли его, но пока попросту нет денег – ни у нас, ни у «Автодора», – говорит менеджер еще одной строительной компании. Финансирование 39% такого крупного проекта – слишком тяжелые условия для инвестора, не удается найти даже 30% для участия в проекте на ЦКАД, замечает один из участников предварительного отбора. «Свои вкладывать никто не готов, а с заемными сейчас все сложно: непонятно, как при таких ставках заложить справедливую норму доходности, т. е. цену проезда», – объясняет он. Инвесторов смущает и ситуация на участке М11 (МКАД – Солнечногорск), где высокую цену проезда критикуют не только водители, но и областные власти. «Если заставят снизить тарифы, это станет негативным сигналом для потенциальных концессионеров дорожных объектов», – добавляет он.

Инвесторы готовы принимать на себя все меньше рисков в проектах ГЧП из-за сложностей в экономике, ослабления рубля и высокой стоимости кредитных ресурсов, замечает Мазур. При такой экономической ситуации и при пока еще не разыгранных конкурсах по ЦКАД (участки 3 и 4) проект трассы «Беларусь» будет менее приоритетен для госкомпании, считает Мазур. Планы могут быть и пересмотрены в условиях дефицита бюджетных средств, соглашается представитель ГК «Автодор».

Помешать проекту может и потенциальный секвестр бюджета. В среду министр транспорта Максим Соколов предупреждал: Минтранс готовит предложения по сокращению бюджетных расходов, некоторые дорожные проекты будут отложены или увеличатся сроки реализации.

Госкомпании будет сложно использовать бюджетное финансирование, средства ФНБ скорее всего будут направлены на поддержку экономики и банковской системы, а не на инвестиции в новые проекты, согласен партнер КПМГ в России и СНГ Степан Светанков. Можно было бы привлечь иностранных инвесторов, в первую очередь китайских, но они выдвинут условия: им должны достаться строительные подряды, а государству – валютный риск, что практически невозможно, говорит Светанков.