Статья опубликована в № 4057 от 18.04.2016 под заголовком: ЦКАД замкнулся

На последний участок ЦКАД нашелся концессионер

УК «Лидер» осталась без конкурентов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Четвертый участок ЦКАД нашел концессионера. Им может стать «Юго-восточная магистраль», представляющая компанию «Главная дорога» группы УК «Лидер» – она единственная подала заявку. Из-за отсутствия конкурентов конкурс признан несостоявшимся, сообщил в пятницу «Автодор», если заявка соответствует требованиям, то соглашение заключат с «Юго-восточной магистралью».

Финансовым партнером УК «Лидер» выступит Российский фонд прямых инвестиций совместно с ведущими суверенными фондами Ближнего Востока, говорится в сообщении «Автодора».

Участок 4 ЦКАД – 96,5 км между дорогами М7 «Волга» и М4 «Дон». Дорога пройдет через Ногинский, Павлово-Посадский, Воскресенский и Раменский районы, города Электросталь и Домодедово. Срок строительства – три года с момента получения разрешения, т. е. ориентировочно оно может завершиться осенью 2019 г. Цена – 78,5 млрд руб., из них 49,7 млрд даст «Автодор». Рассматриваются различные способы привлечения заемного финансирования, в том числе средств НПФ через инфраструктурные облигации, говорит директор «Юго-восточной магистрали» Михаил Плахов.

К строительству готова лишь половина территории, по которой пройдет дорога, сообщил в феврале председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах. На практике территория готовится параллельно со строительством, сказала юрист Herbert Smith Free­hills Яна Иванова, для этого «Автодор» нанимает отдельного подрядчика; по участку 4 ЦКАД риски, связанные с подготовкой территории, делятся между «Автодором» и концессионером.

Первоначально было пятеро желавших построить участок 4 ЦКАД. В ноябре 2014 г. в конкурсную комиссию заявки подали также «Большое кольцо столицы», «Инвест финанс плюс», Автодорожная строительная корпорация и «Кольцевые магистрали столицы». Но в начале 2015 г. потенциальные участники попросили изменить условия из-за ухудшившейся макроэкономической ситуации, и правительство перенесло конкурс. Подача заявок несколько раз откладывалась. «Автодор» согласился индексировать инвестиционные платежи на инфляцию и снизить гарантийное обеспечение с 1 млрд до 400 млн руб.

Кольцо для Путина

ЦКАД – один из первых инфраструктурных проектов, на которые президент Владимир Путин распорядился направить средства ФНБ (150 млрд руб.). Начать строительство хотели еще в 2011 г., но подача заявок на первый участок состоялась только в 2014 г. «Автодор» намерен завершить работы по ЦКАД до конца 2018 г. Теоретически это возможно, считает Медников, но только при максимальном объединении усилий концессионера и госкомпании, контроле за строительством, грамотном управлении и своевременном финансировании.

Это второй несостоявшийся конкурс «Автодора» за неделю: на участок 3 ЦКАД поступила заявка только от Автодорожной строительной корпорации (консорциум ДСК «Автобана» и испанской Sacyr Concession).

На обоих конкурсах сложилась беспрецедентная ситуация: после рекордного количества заявок (по пять – на каждую секцию не было ни на одной крупной автодорожной концессии) поступило по одному конкурсному предложению, замечает консультант дорожных проектов. Инфляция и ухудшение условий привлечения заемного финансирования сильно ударили по экономике проектов, что привело к резкому снижению числа инвесторов, готовых идти в масштабные проекты, считает старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников. С другой стороны, компании, которые не стали бороться за ЦКАД, сейчас активно интересуются иными концессионными проектами и в автодорогах, и в прочих отраслях, значит, причина все-таки не в тяжелом положении на рынке, не согласен консультант.

Автодорожная строительная корпорация готовилась к заявке, она была полностью сформирована, но в последний момент было решено сконцентрироваться на третьем участке ЦКАД, говорит замдиректора по финансовому развитию ДСК «Автобан» Денис Анисимов. Даже на конкурс в пятницу залоговое обеспечение внесли две компании, сообщил Кельбах в пятницу (вторую он не назвал).

«Автодор» оказывается в непростой ситуации, считают несколько автодорожных консультантов. Госкомпании невыгодно, когда на конкурсе остается одна заявка: выхолащивается сама суть конкурсного отбора, который позволяет государству выбрать наиболее выгодные условия, отмечает один из них. «Автодор» попадает в невыгодную переговорную позицию – отказаться от соглашения он не может по политическим причинам (см. врез), проводить новый конкурс уже некогда. Таким образом, оба потенциальных инвестора ЦКАД получили рычаги, чтобы выторговать у «Автодора» наиболее выгодные для себя условия, рассуждает консультант. Существенные параметры, в том числе финансовые, уже изменить нельзя, но торг будет идти за распределение рисков – финансовых, строительных и технических, говорит он, например, что будет при срыве сроков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more