ЦСР нашел причины провала прежних стратегий России

Это чиновники, неверные цели и формальное исполнение задач
Чиновники, неверные цели и формальное исполнение привели к провалу прошлых стратегий, обнаружили эксперты ЦСР/ Д. Абрамов / Ведомости

Стратегия-2020 выполнена на 29,5%, а стратегия-2010 – на 39%, подсчитали эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) в исследовании: главная проблема – имитация их исполнения. Эксперты хотят учесть негативный опыт, чтобы избежать ошибок при написании стратегии развития 2018–2024 гг. В ней должны быть рецепты, как помочь экономике России обогнать мировую к 2019 г.

Концепций пишется много и известные вещи в них повторяются давно, но прогресса мало, скептичен Владимир Тихомиров из БКС: нужны институциональные реформы, но нет политической воли, потому что их проведение может ограничить, например, бюрократию – основную группу поддержки власти.

Выполнять поставленные в стратегиях задачи мешали чиновники, разногласия в экспертном сообществе и противоречия лоббистов, пришли к выводу эксперты ЦСР. Влияние групп интересов не было должным образом уравновешено через эффективные каналы общественного участия, говорится в исследовании.

Есть и хороший пример краткой формы для фиксации национальных приоритетов – майские указы. Но из-за недостаточной проработки возникли проблемы с их реализацией, отмечается в исследовании: выполнение указа о повышении зарплаты врачам и преподавателям привело к резкому сокращению штатов и недовольству людей, с одной стороны, и разбалансировке региональных бюджетов – с другой. Но делать указы и национальные проекты невозможно широким фронтом, констатирует президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев: такой механизм может работать только на ограниченном числе приоритетов. Сейчас нужно ускорить экономический рост и поддерживать 15 лет высокие темпы, приводит пример он: майские указы проще увязать с этой целью через стратегию.

Совет чиновникам

Ключевая причина провала многих преобразований – споры министерств о мероприятиях планов, пишут эксперты, получившиеся документы – плод или компромисса, в котором все слабо заинтересованы, или «бюрократического выкручивания рук». Эксперты ЦСР предлагают выносить на совещание не таблицу разногласий, а несколько вариантов решения.

Может помочь переход к трехступенчатой системе стратегического планирования, где на первом уровне будет сама концепция развития, считают в ЦСР. В ней будут комплексно сформулированы цели и задачи. Второй и третий уровень – более приоритетные (мобилизационные) и менее приоритетные программы. В отличие от старых форматов в системе не будет бюрократического плана реализации стратегии, который не различает меры по приоритетности, объясняет Дмитриев: «Главная проблема – как только стратегия превращается в инструмент прямого действия, т. е. получает план реализации, умирает все» (см. врез).

Можно создать Агент­ство экономического развития, которое могло бы согласовывать интересы разных министерств, полагает завлабораторией математической экономики ЦЭМИ Виктор Полтерович. Проблема в том, что в бюрократической среде нужен орган, который бы добивался того, чтобы задачи выполнялись проектным способом, поясняет Дмитриев.

Реформы буксуют из-за столкновения общественных сил – например, бюрократия и предприниматели не могут договориться о повышении роли суда, а не органов государственной безопасности, рассуждает научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин: «Пока такая система существует, я не знаю, как будут осуществляться реформы Алексея Кудрина. И думаю, и он не очень хорошо знает».