Бизнес могут освободить от проверок по требованиям, принятым до 2010 года

За это время чиновники проведут инвентаризацию устаревших правил
Россельхознадзор требует проводить лабораторные исследования и ветеринарную сертификацию каждой партии выловленной российской рыбы/ Юрий Смитюк/ТАСС

Сейчас действует больше 2 млн обязательных требований – бизнесу они обходятся почти в 6% ВВП, а государству контроль за их соблюдением – в 1,5%. Но часть таких требований уже устарели или дублируют друг друга – с этим связано 90% издержек бизнеса из-за проверок. Только расходы на подготовку проекта нормативов образования отходов превышают 40 млрд руб. в год, жаловался бизнес-омбудсмен Борис Титов президенту. Всего же для выполнения всех требований экологического контроля компании должны постоянно актуализировать почти 170 документов.

Чтобы избавить бизнес от лишних правил, министр экономического развития Максим Орешкин предложил провести инвентаризацию требований, принятых до 2010 г., – в этот год была введена оценка регулирующего воздействия (его слова по «Интерфаксу»). А пока инвентаризация будет проводиться – запретить инспекторам проверять соблюдение этих требований.

С июля 2017 г. контролеры уже не могут проверять, соблюдают ли компании требования, установленные еще советскими актами. Таких устаревших требований, принятых до 1990 г., эксперты ВШЭ насчитывали более 3000, некоторые из них выполнить невозможно. Например, молочные заводы должны разбирать весь инвентарь и мыть его вручную, писали эксперты, но на современном оборудовании мойка полностью автоматизирована. Сейчас контролеры проводят инвентаризацию таких правил.

Лишних и повторяющих друг друга требований, введенных до 2010 г., может быть еще больше, говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Представитель Минэкономразвития затруднился назвать их число. На то, чтобы провести их инвентаризацию, контролерам нужно дать три года, предложил Орешкин: те, которые нужны, перенести в более поздние акты, предварительно оценив их влияние. Мера может войти в законопроект реформы контрольно-надзорной деятельности ко второму чтению, сказал он. В Госдуму проект будет внесен до середины ноября, заявил министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.

Нагрузка все меньше

Ежегодно число проверок сокращается: в 2016 г. за один год – на 22%, за два – на 26%, приводит оценки представитель Минэкономразвития. В первом полугодии 2017 г. было почти 700 000 проверок, из которых больше 450 000 были внеплановыми – это на 15,7% меньше, чем за тот же период 2016 г. Бизнес, правда, снижения нагрузки не замечает: 56,1% опрошенных в мае Титовым компаний малого и среднего бизнеса отметили рост нагрузки и только 5,1% – ее снижение.

Особенно много таких требований в сфере природоохранного контроля, говорит эксперт открытого правительства Александр Брагин. Самые массовые – для промышленной безопасности, пищевой промышленности, транспорта, строительства и оборота лекарств, перечисляет представитель Минэкономразвития. Для примера избыточных требований Орешкин рассказал о проверках Росздравнадзором Большого театра, где в процедурном кабинете сотрудникам оказывается первая помощь. У театра есть лицензия на обращение лекарств и осуществление медицинской деятельности, Росздравнадзор же за одно из нарушений выписал штраф в 150 000 руб., рассказал он, хотя риск причинения вреда в процедурном кабинете театра, конечно, минимален.

Решить проблему лишних правил должен был риск-ориентированный подход (применяется при пожарном, санитарном контроле, надзоре в сфере связи). Но и эта мера не работает, предупреждал Титов: например, Россельхознадзор требует проводить лабораторные исследования и ветеринарную сертификацию каждой партии выловленной российской рыбы, груз задерживается на каждом этапе – таможенного досмотра, прохождения лабораторных испытаний, получения ветеринарных сертификатов, хотя во всех странах рыбу проверяют на месте вылова. Общие издержки рыбаков достигают 4,5 млрд руб. ежегодно, писал Титов.

Запрет контролировать соблюдение старых требований – самый эффективный способ актуализировать устаревшие и избыточные требования, поддерживает предложение вице-президент РСПП Александр Варварин. Но провести такую реформу может оказаться слишком сложно, предупреждает Брагин: массив требований, принятых до 2010 г., огромен, а реестра всех требований до сих пор нет. Неясно и как провести оценку их влияния, говорит он. Все будет зависеть от сроков, которые будут даны для инвентаризации требований, если на это госорганам отведут не меньше года – решить задачу вполне реально, уверен Варварин. Но многое зависит и от оценки влияния требований, предупреждает Корочкин, от правил, введенных после 2010 г., предприниматели впадали в ужас.