Статья опубликована в № 4447 от 10.11.2017 под заголовком: Транспортная стратегия пойдет в обход

Чиновники планируют начать массовую стройку объездов крупных городов

Это должно избавить города от пробок и ускорить движение по федеральным трассам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Первый отрезок ЦКАД, движение по которому начнется в пятницу, – обход Звенигорода длиной 3,5 км, включая мост через Москва-реку. Это часть реконструируемого пятого участок ЦКАД, который должен полностью открыться в 2018 г. Он будет бесплатным в отличие от остальных участков кольцевой автодороги.

Вся ЦКАД по сути тот же обход Москвы: почти 530 км дороги планируется реконструировать и построить, чтобы разгрузить от транзитных грузов городские вылетные магистрали и МКАД. Реконструкция обхода Звенигорода была завершена раньше, чтобы вывести грузовой трафик из города, пояснил представитель госкомпании «Автодор».

Старая идея строительства обходов вокруг городов – в первую очередь миллионников – станет одним из основных направлений обновленной стратегии развития дорожной отрасли до 2030 г., говорят два федеральных чиновника и подтверждает представитель Росавтодора. Нужно вывести транзитные потоки из городов, объясняет один из них. «То, что не все миллионники до сих пор имели обходы, – нонсенс», – продолжает он, такие дороги нужны всем городам, в которых живет более 400 000 человек, а не только миллионникам. Вырастет скорость транспортных потоков, сократятся пробки, надеется человек, близкий к Росавтодору. В стратегии-2030 будет заложена цель повысить скорость движения между центрами городских агломераций с населением более 1,5 млн человек, на треть должна сократиться доля городских трасс, перегруженных в часы пик, время в пути на загруженных участках федеральных дорог – на 15% к 2020 г., перечисляет представитель Росавтодора, для этого нужны в том числе обходы.

Строительство обходов – давняя идея чиновников, унаследованная еще из советских времен. Полвека назад она закладывалась в программы развития дорожной сети, вспоминает директор Института транспорта НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. А Игорь Левитин, будучи министром транспорта (сейчас помощник президента), обещал их построить у всех городов-миллионников еще к 2010 г. и взяться за обходы городов с населением 100 000–200 000 человек. В 2014 г. руководитель Росавтодора Роман Старовойт называл критерии отбора таких проектов: количество ДТП, ликвидация заторов на транзитных федеральных трассах, улучшение экологической ситуации.

Дорога-перехватчик

Идея ЦКАД была заложена в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России» в 2001 г. Стройка началась в 2014 г. Третий и четвертый участок стали концессиями, по первому и пятому заключены долгосрочные инвестиционные соглашения. Дорога должна перехватить на дальних подъездах к Москве большегрузный транспорт, а затем пересортированные грузы направить в регионы мелкими партиями.

Обходы строятся каждый год, но их мало, они есть только у больших городов, говорит Блинкин. В развитых странах федеральная трасса не может пролегать через город, в России же это общее правило, замечает он: «Это показатель бедности и отсталости дорожной сети, об этом знают все дорожники и проектировщики страны». Полноценных транзитных обходов нет у Воронежа, Волгограда, Костромы, Краснодара, Новосибирска, Уфы, Элисты, Ростова-на-Дону, Тольятти, Ярославля, Кемерова, Тюмени, перечисляет человек, близкий к Росавтодору. В Новосибирске было начато строительство обхода, но до полноценного транзита еще далеко, говорит чиновник.

Строительство обходов – процесс небыстрый, к тому же очень дорогой, рассуждает Александр Киреев из «НЭО центра». Но денег в федеральном бюджете на это немного. Трехлетний бюджет не предполагает роста федеральных расходов на строительство дорог. Многие проекты обходов уже прошли экспертизу и лежат на полке, Росавтодор считает, что при ограниченных ресурсах с них и нужно начинать, рассказывает федеральный чиновник. Такие проекты – обходы, в частности, Волгограда, Нижнего Новгорода и Оренбурга, указывает представитель Росавтодора. Часть обходов строят регионы на федеральные субсидии, а потом передают их в федеральную собственность (например, так строятся обходы Саранска и Нижнего Новгорода), но, если обход соединяет две федеральные дороги, он изначально должен строиться из федеральных средств, говорит федеральный чиновник.

Бизнесу такие проекты интересны, считает Киреев, но кроме госзакупок единственный работающий механизм возврата инвестиций – концессии. По концессионному соглашению или с использованием ГЧП строятся обходы Хабаровска, Уфы, Перми, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, Восточный скоростной диаметр, перечисляет партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. Еще одна проблема – строительство дорог вокруг городов вызывает множество земельных споров, говорит Киреев: земли разбиты на небольшие участки, принадлежащие разным собственникам, поэтому переговоры с ними затягиваются.

Читать ещё
Preloader more