У россиян растут аппетиты и долги

Потребление в долг обеспокоило аналитиков ЦБ и Минэкономразвития
У министра экономического развития Максима Орешкина и председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной есть общие тревоги
У министра экономического развития Максима Орешкина и председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной есть общие тревоги / Евгений Разумный / Ведомости

Потребительский спрос подпитывается не только ростом зарплат, но и усиленным ростом кредита, пишут аналитики ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды» (может не отражать официальную позицию регулятора). На связанные с этим риски указывает физический рост импорта в IV квартале 2017 г. на 15% в годовом выражении – выше ожиданий. На эти же риски указывало на прошлой неделе в мониторинге и Минэкономразвития, объясняя в значительной мере ростом кредита увеличение потребительского импорта.

Потребительское кредитование растет слишком быстро – уже на 20% с учетом сезонности, говорил в начале февраля министр экономического развития Максим Орешкин (цитата по «Интерфаксу») и призвал не повторять ошибок 2011–2012 гг., когда необеспеченное кредитование росло быстрее 50% в год и ЦБ пришлось вводить ограничения. В прошлом году оно могло расти двузначными темпами, подтверждают аналитики ЦБ.

Население переходит от сберегательной модели к потребительской, тому все больше доказательств, говорится в бюллетене. Потребительские настроения улучшаются, ссылаются аналитики ЦБ на опросы «ИнФОМа» и Росстата: люди лучше оценивают свое материальное положение и экономическую ситуацию в стране, все больше готовы к крупным покупкам, в том числе в кредит. В 2017 г. экономика вернулась к прежней модели роста, согласен главный экономист БКС Владимир Тихомиров: по вкладу в ВВП потребление заняло ключевую позицию. В обозримой перспективе энтузиазм потребителей может начать разгонять цены, предупреждают аналитики ЦБ. Еще в ноябре регулятор указывал, что восстановление потребительского кредитования инфляционных рисков не несет.

Потребление будет основным драйвером роста экономики и в 2018 г., считает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой, но потребительская уверенность восстанавливается именно за счет займов, в течение 2–3 лет это может привести к проблемам в банковской системе. Розничное кредитование заметно активизировалось, признают аналитики ЦБ, это основной фактор роста активов банков. Кредиты населению в 2017 г. увеличились на 13,2%, обогнав по темпам роста депозиты (10,7%). Годом ранее перевес был в сторону сбережений – более чем четырехкратный: 2,5% против 11,8%. В этом году регулятор продолжит смягчать политику, а кредитование продолжит расти – это повысит инфляционное давление, отмечается в бюллетене. При сохранении тенденций в этом году годовой темп роста необеспеченного потребительского кредитования может составить 17–19%, ждет Минэкономразвития.

Потребление подпитывается и повышением реальных зарплат, которые в прошлом году выросли на 3,4%, считают аналитики ЦБ. А в этом году их рост поддержит правительство, ждут они: предстоит завершить предусмотренное майскими указами повышение зарплат бюджетников, проиндексировать на 4% зарплаты не упомянутых в указах бюджетников, уже повышен МРОТ до 9489 руб. – по их подсчетам, это ускорит рост реальных зарплат на 2,5 п. п. Но несмотря на рост зарплат, доходы населения снижаются четыре года подряд: в прошлом году – на 1,7%. И в 2018 г. доходы по-прежнему не будут расти, считает Тихомиров: бизнесу не хватает ресурсов для повышения зарплат.

Именно падающие доходы вынуждают людей обращаться в банки за кредитами, замечал завлабораторией финансовых исследований Института Гайдара Михаил Хромов, а это создает риски финансовой устойчивости домохозяйств. Население меньше сберегает, поскольку проедает накопления, согласен Тихомиров. Судя по тем же опросам «ИнФОМа», доля людей с личными или семейными сбережениями с августа по декабрь 2017 г. упала с 39 до 31%, а тех, у кого вообще нет сбережений, выросла с 59 до 67%. Активнее всего потребительские кредиты сейчас берут жители бедных регионов, периферийных территорий, а также наиболее бедные страты населения, говорила осенью директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Население будет активнее занимать, а банки в условиях слабого спроса со стороны качественных заемщиков – снижать требования к выдаче кредитов, опасается Тихомиров, это серьезный риск для экономики и ключевую роль будет играть политика ЦБ. Темпы роста потребительского необеспеченного кредита значительно превышают темп роста номинальной зарплаты, что свидетельствует об их фундаментальной неустойчивости, указывает и Минэкономразвития. Риски, что не очень обеспеченные люди не смогут обслуживать кредиты, нарастают, замечала осенью главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Если банки сохранят здоровые принципы оценки кредитного риска и справедливого уровня ставок, накопление рисков маловероятно, считает главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. По открытым данным, в декабре количество заявок на потребительские кредиты упало на 7% в годовом выражении, а последний опрос банковского сектора показал, что неценовые условия банковского кредитования существенно не смягчаются, замечает Исаков.

У министра экономического развития Максима Орешкина и председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной есть общие тревоги