Власти России не могут спрогнозировать развитие экономики на три года

Чиновники ждут новых майских указов Путина
Пока министр финансов Антон Силуанов не получил макропрогноз от министра экономического развития Максима Орешкина/ Евгений Разумный/ Ведомости

Официально Минэкономразвития до сих пор не направило трехлетний прогноз социально-экономического развития в Минфин, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников.

По графику подготовки законов к проекту федерального бюджета, утвержденному первым вице-премьером Игорем Шуваловым, Минэкономразвития должно было представить основные параметры трехлетнего макропрогноза Минфину не позже 5 апреля, а в правкомиссию по бюджету он должен был поступить до 10 апреля. Но согласно рабочим материалам Минэкономразвития, на которые ссылается собеседник «Ведомостей», знакомый с поручением, в Минфин поступил лишь уточненный прогноз на текущий год, а параметры прогноза на 2019–2021 гг. министерство еще дорабатывает.

Чиновники ждут новых майских указов президента Владимира Путина, чтобы в соответствии с ними доработать прогноз, поясняет один из чиновников. К 15 апреля администрация президента должна подготовить проект указа о целях развития страны до 2024 г. Версия трехлетнего макропрогноза отдана в Минфин, утверждает человек, близкий к Минэкономразвития, но прогноз сильно зависит от реализации послания президента Федеральному собранию. Принимать трехлетний прогноз уже будет новое правительство, уточняет он. То есть после инаугурации Путина 7 мая. Представители Минфина и Минэкономразвития не ответили на запросы, представитель Шувалова отказался от комментариев.

Макропрогноз нужен Минфину для подготовки проекта бюджета на 2019–2021 гг., который министерство должно представить правкомиссии не позднее 1 июня. Процесс выстроен так, чтобы к сентябрю был готов и трехлетний макропрогноз, и проект бюджета, рассказывает директор Центра структурных исследований ­РАНХиГС и бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев: сценарии экономического развития, по которым верстается бюджет, разрабатываются в начале апреля. Раньше таких задержек не было, отмечает он: есть сроки, план подготовки бюджета. Базовый сценарий прогноза наверняка сформирован, рассуждает он, но для подготовки целевого нужно понимать цели экономического развития, а они будут заданы в новых указах.

Предыдущий целевой сценарий, по словам Ведева, ориентировался на декабрьское послание Путина Федеральному собранию 2015 г., когда президент поставил цель ускорить рост ВВП до темпов выше среднемировых, а рост производительности труда – до 5% в год. В этот раз было перенесено и само послание – оно прошло не в декабре, а в марте.

Главная проблема прогноза – какие гипотезы закладывать, идет ли речь о налоговых изменениях, бюджетном маневре, госинвестициях, новых мегапроектах, закладывать ли в прогноз пенсионную реформу, решения по ним еще не приняты, считает директор аналитического департамента «Локо-инвеста», бывший директор департамента макроэкономического прогнозирования Кирилл Тремасов.

В последнем послании Путин поставил задачу в 1,5 раза увеличить ВВП на душу населения, что, по расчетам председателя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, предполагает ускорение роста ВВП до 6% в год. Но без структурных реформ экономика может расти лишь в пределах 2% ежегодно, неоднократно предупреждали аналитики и ЦБ. ЦСР предлагал ускориться, увеличив производительные расходы бюджета – на здравоохранение и инфраструктуру, Путин идею фактически одобрил, не указав источников расходов.

Пока чиновники обсуждают несколько вариантов налоговой реформы – повышение НДФЛ с введением необлагаемого минимума, введение налога с продаж или проведение двух налоговых маневров: для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и всей экономики (снизить страховые взносы на 22% при росте НДС на 22%). А также повышение пенсионного возраста. Вопрос об этом давно назрел, признал премьер Дмитрий Медведев. Сейчас мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55, ЦСР предлагает повысить возраст выхода на пенсию до 65 и 63 лет соответственно.

Дополнительную неопределенность в процесс подготовки прогноза также внесли последние санкции США в отношении российских бизнесменов и связанных с ними компаний, предупреждает Тремасов, теперь нужно пересматривать прогнозы по среднегодовому курсу рубля, процентным ставкам и кредитам, инфляции, инвестиционной активности, потребительскому спросу.