Валюты Аргентины и Турции бьют антирекорды

Развивающиеся страны страдают от своей слабости и силы доллара
Президент Аргентины Маурисио Макри напугал и без того обеспокоенных инвесторов/ Natacha Pisarenko / AP

Курс аргентинского песо опустился в четверг до рекордного минимума, а турецкой лиры – продолжил снижаться после коррекции на прошлой неделе. Ослабление валют этих стран, несмотря на их специфические проблемы, подчеркивает уязвимость развивающихся стран в целом перед укреплением доллара США: дешевеют валюты России, ЮАР, Бразилии, Индии.

Помощь для Аргентины

Курс песо опустился в среду на 7,5%, а в четверг утром – еще на 15%, дойдя примерно до 39 песо/$. С начала года аргентинская валюта ослабла уже более чем на 50%.

Падение в среду произошло из-за неудачного обращения президента Аргентины Маурисио Макри, который попросил МВФ ускорить предоставление финансовой помощи в рамках программы на $50 млрд, о которой страна договорилась в начале лета. Он объяснил этот шаг желанием «гарантировать выполнение финансовой программы на следующий год» и «устранить любую неопределенность, которая может быть вызвана ухудшением международного фона». При этом в июне Аргентина уже получила от МВФ $15 млрд.

Но вместо того чтобы успокоить инвесторов, Макри напугал их, пишет The Wall Street Journal (WSJ). «Инвесторы беспокоятся, что могут не знать чего-то, что знает правительство», – приводит издание слова Хорхе Марискаля, директора по инвестициям на развивающихся рынках UBS Global Wealth Management. «Хуже и придумать невозможно», – сказал о заявлении президента Игнасио Лабаки, аналитик Medley Global Advisors (цитата по Financial Times).

Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в ответ на заявление Макри пообещала, что фонд пересмотрит программу помощи, и выразила поддержку правительству Аргентины.

В попытке остановить девальвацию центробанк Аргентины ранее в августе повысил ключевую ставку с 40 до 45%, а в четверг – сразу до 60%.

Рост процентных ставок негативно отразится на экономическом росте, ВВП в этом году сократится на 1%, прогнозирует Moody’s Investors Service, а инфляция может достичь 32%. При этом у страны бюджетный дефицит, а к концу 2019 г. она должна выполнить долговые обязательства в песо и долларах примерно на $50 млрд. Инвесторы также сомневаются в перспективах Макри на президентских выборах в 2019 г., отмечает FT.

Под давлением доллара

Влияние доллара растет

48%
из трансграничных кредитов на $30 трлн номинировано в долларах США против 40% десятилетие назад.

Темпы роста ВВП США во II квартале после пересмотра данных были повышены в среду до 4,2%, поэтому Федеральная резервная система может поднять ключевую ставку (сейчас 1,75-2%) уже на следующем заседании в сентябре, пишет WSJ. Это еще больше поддержит доллар. «Учитывая доминирующее положение американских финансовых рынков и организаций и доллара, любое действие ФРС неизбежно отразится на остальном мире», – отмечает профессор экономики Корнеллского университета Эсвар Прасад.

Особенно уязвима Турция, чей внешний долг на конец 2017 г. был равен 53% ВВП, по данным МВФ. В четверг днем курс лиры опустился более чем на 5% примерно до 6,8 лиры/$. На этой неделе он потерял более 11%, а с начала августа – более 25%. Ослабление лиры вызвано рядом факторов. Помимо беспокойства инвесторов из-за противодействия президента Реджепа Тайипа Эрдогана повышению процентных ставок и конфликта страны с США из-за ареста американского пастора Moody's во вторник понизило рейтинги 20 финансовых организаций. Они очень сильно зависят от финансирования в иностранной валюте, объяснило агентство.

Также в четверг Reuters сообщило о намерении заместителя председателя ЦБ Эркана Килимджи уйти в отставку. Его преемника выберет Эрдоган, что подтверждает его влияние на денежные власти. Угроза независимости центробанка после переизбрания Эрдогана на пост президента стала одним из важных факторов последнего времени, спровоцировавших бегство инвесторов из Турции. Кроме того, аналитики Citigroup ожидают, что публикация 3 сентября данных об инфляции покажет ее ускорение с 15,85% в июле до более чем 17% в августе. Citi советует клиентам в преддверии публикации менять лиру на доллары и евро.

«Ни одна из проблем, которые привели к быстрой девальвации [лиры], не решена, – приводит WSJ слова аналитика Commerzbank Антье Прэфке. – Осторожные попытки правительства и центробанка лечить симптомы и праздники [в стране] на прошлой неделе дали лире лишь передышку, но не более того».

Moody's также отмечает уязвимость ЮАР, Аргентины и других развивающихся стран из-за зависимости от внешнего финансирования. В четверг днем курс южноафриканского рэнда опустился на 2%, индийской рупии – до рекордного минимума, бразильского реала – до более чем двухлетнего минимума. «После того что произошло с Турцией, участники рынка начали спрашивать, какая страна будет следующей – ЮАР, Бразилия, Индонезия?» – говорит портфельный управляющий Fidelity International Эрик Вон.

«Когда бушуют такие страсти на валютных рынках развивающихся стран, рубль не может чувствовать себя хорошо, кто бы что ни говорил про растущую нефть», – написали в отчете аналитики «Алор брокера». Доллар расчетами «завтра» на Московской бирже подорожал к концу основной торговой сессии на 33 коп. до 68,27 руб., хотя стоимость барреля Brent выросла на 0,5% до $77,51. В «Алор брокере» ждут продолжения снижения курса рубля в пятницу.