Швеция хочет первой избавиться от отрицательных процентных ставок

Но эксперты сомневаются в правильности такого шага
Центробанк Швеции (на фото) уже повысил процентную ставку в 2018 г. с -0,5% до -0,25%, а теперь планирует вывести ее в ноль/ Bob Strong / REUTERS

Меры, которые центробанки в борьбе с кризисом предпринимали для стимулирования экономики, стали настолько нетрадиционными, что слова «ужесточить денежную политику» в сочетании с «повысить процентную ставку до нуля» уже вызывают улыбку. Но именно это собирается сделать ЦБ Швеции на заседании 19 декабря: сейчас ставка составляет -0,25%. Если это произойдет, он станет первым из центробанков развитых стран, кто откажется от дальнейших экспериментов с отрицательными ставками. 

Однако многие специалисты предупреждают, что такой шаг может стать ошибкой, учитывая замедление шведской экономики.

Другие ведущие центробанки, включая Банк Японии и ЕЦБ, тоже проводят ультрамягкую денежную политику. Они надеются, что она поможет ускорить экономический рост и инфляцию, хотя в последнее время все громче звучит критика в адрес побочных эффектов отрицательных ставок: они создают проблемы банкам и вкладчикам, способствуют возникновению пузырей на рынке недвижимости и позволяют оставаться на плаву неэффективным компаниям. 

Поэтому на предыдущем заседании в октябре ЦБ Швеции предупредил, что в декабре скорее всего откажется от отрицательных ставок впервые с начала 2015 г. Если они станут нормой, «это может повлиять на поведение людей и привести к негативным последствиям», говорилось в его заявлении. Так, у шведских домохозяйств один из самых высоких уровней задолженности в Европе, за последние 20 лет она выросла со 120% до 180% от их совокупного дохода.

Между тем ВВП Швеции в III квартале вырос на 0,3% по сравнению с предыдущим кварталом и 1,6% в годовом выражении, что оказалось хуже прогноза ЦБ. В ноябре деловая активность в производственном секторе оказалась самой низкой с 2012 г., по данным IHS Markit. Безработица растет последние полтора года, а годовой темп инфляции снизился с 2,2% в мае до 1,6% в октябре. «Сейчас неподходящее время для повышения ставок, – утверждает главный экономист Handelsbanken Кристина Ниман (цитата по Financial Times). – Ситуация на рынке труда начинает ухудшаться. Это не кризис, но мы видим замедление экономики».

Некоторые управляющие ЦБ тоже выступают против отказа от отрицательных ставок, следует из протокола октябрьского заседания. Кроме того, экономика Швеции тесно связана с экономикой еврозоны и может пострадать от замедления последней. Поэтому некоторые шведские бизнесмены и экономисты тоже считают, что стимулирование нужно не сокращать, а увеличивать, особенно на фоне недавнего снижения ставок ЕЦБ и Федеральной резервной системой США. 

Изначально отрицательные ставки помогли Швеции. Темпы экономического роста в 2015 г. составили 4,4% и в последующие годы оставались выше 2%, а инфляция приблизилась к целевым 2%. Поэтому некоторые эксперты задаются вопросом, почему центробанк не нормализовал денежную политику, когда ситуация была лучше. «Он знает, что мог повысить процентные ставки раньше, но теперь загнал себя в угол», – приводит FT слова Дэвида Оксли из Capital Economics. 

Следующие два года ставки будут равны нулю, прогнозировал в октябре ЦБ. Решение повысить ставки может быть связано с тем, что он разочаровался в эффективности ультрамягкой денежной политики, считает Оксли. В результате программы денежного стимулирования ЦБ скупил уже почти половину гособлигаций страны.  

Планы шведского центробанка уже не первый раз вызывают споры. В 2010–2011 гг., вскоре после финансового кризиса, он повысил ставки с 0,25% до 2%, после чего ВВП сократился на 0,3% в 2012 г. Экономист и нобелевский лауреат Пол Кругман даже назвал это «садомонетаризмом». По мнению бывшего зампредседателя ЦБ Швеции Ларса Свенссона, сейчас нет никаких причин для повышения ставок и центробанк рискует повторить свою ошибку. «Похоже, его планы основаны на иррациональном страхе отрицательных ставок», – считает Свенссон (цитата по Bloomberg).