Китай решил усилить нефинансовое стимулирование внутреннего спроса

Это происходит на фоне замедления активности в производстве и сфере услуг в июле
Florence Lo / Reuters

Нацкомиссия по развитию и реформам – ведущее агентство экономического планирования Китая – 31 июля выпустила документ, где утвердила направления стимулирования внутреннего спроса. Документ, реализующий решения Госсовета КНР от 28 июля, направлен на снятие ряда госограничений, расширение оплачиваемых отпусков, подтверждение льгот для покупателей электромобилей, улучшение инфраструктуры и проведение массовых потребительских мероприятий. При этом власти КНР воздерживаются от прямой финансовой поддержки потребителей и компаний.

В документе предполагается отдельно стимулировать «массовое потребление», «потребление услуг» , «сельское потребление» и «расширение новых видов потребления». В том числе планируется сосредоточиться на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Решено оптимизировать или поставить на паузу ограничения на покупку автомобилей с ДВС в стране, содействовать «полной отмене ограничений на передвижение подержанных автомобилей и облегчению оформления сделок» с ними. Местным властям дано указание расширять парковки в городах и туристических местах, развивать зарядную инфраструктуру электромобилей, включая село, оптимизировать налоговые льготы на покупку новых транспортных средств. При этом льготы на приобретение электромобилей в КНР регулярно продлеваются, а в конце июня 2023 г. на них решено выделить из бюджета $72 млрд до 2027 г.

Документ призвал власти стимулировать удовлетворение «улучшенных жилищных потребностей», ускоряя реновацию ветхого жилья через спецфонды ремонта и переселения, расширяя предложение доступного арендного жилья, решая жилищные проблемы молодежи и других групп, испытывающих соответствующие трудности. Еще одним пунктом отмечена стимуляция покупки бытовой техники, включая умную, применяющую интернет вещей и технологии виртуальной реальности. «Провести углубленный трейд-ин бытовой техники, усилить переработку бывшей в употреблении техники. Поддерживайте потребление интеллектуальных продуктов, создавайте новые сценарии потребления электронных продуктов», – говорится в уведомлении нацкомиссии.

Документ рекомендует властям всех уровней поощрять «потребление услуг» общепита проведением массовых мероприятий («фестивали еды»), созданием «ресторанных улиц», продлением режимы работы «с учетом местных условий». Мощным стимулом потребления услуг власти КНР считают «полное внедрение системы оплачиваемых отпусков, гибкой работы и отдыха, стимулирование потребления в праздничные дни». Продолжительность трудового отпуска в КНР одна из самых коротких в мире – 10 дней, да и эта опция доступна далеко не всем гражданам.

Власти намерены стимулировать потребление и среди сельских жителей, развивая там электронную коммерцию, системы логистики через строительство и модернизацию центров доставки. Власти КНР призвали и к «расширению цифрового потребления» через содействие созданию «цифровой потребительской инфраструктуры» и «обогащение сценариев приложений мобильной связи пятого поколения (5G) и гигабитных оптических сетей», создание новых стандартов и их повышение.

Меры, стимулирующие спрос, заявлены на фоне данных о замедлении экономической активности в Китае. По данным Госстатуправления (ГСУ) КНР от 31 июля, индекс менеджеров по закупкам (PMI) в промышленности вырос до 49,3 пункта с 49 в июне и 48,8 в мае (PMI выше 50 говорит о расширении производственной активности, ниже – о его сокращении). Индекс PMI сферы услуг КНР в июле снизился на 1,7 пункта, до 51,5. В то же время, согласно данным ГСУ КНР от середины июля, рост ВВП Китая во II квартале ускорился до 6,3% в годовом выражении после подъема на 4,5% в первом. В первом полугодии ВВП КНР вырос на 5,5%.

Активное желание властей стимулировать спрос связано с замедлением экономической активности в КНР, считает ведущий аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. Меры эти преимущественно не финансового, а фискального или другого косвенного характера, отмечает эксперт. Ранее китайские власти ставили на льготные кредиты, но это привело к злоупотреблениям, коррупционным схемам, угрозе разгона инфляции, говорит он. Власти КНР идут теперь в большей степени по пути смягчения налогов, это влияет на конечную стоимость товаров и услуг, повышая их доступность. Они продолжат пользоваться похожими инструментами, уверен Кочетков. На это влияют сотни миллионов людей за чертой бедности и столько же едва вышедших за нее, доступность для них ряда товаров также формирует значительный спрос, говорит эксперт. Важно и расширение практики оплачиваемых отпусков как донастройки системы соцзащиты: у большего числа китайцев появится время тратить деньги «на досуге» в дополнение к официальным праздникам, полагает Кочетков.

Курс с опорой на внутренний рынок Китай всерьез взял еще после мирового кризиса 2008–2009 гг., когда глобальный спрос серьезно снизился, показав уязвимость экспортоориентированной модели, напоминает профессор СПбГУ Яна Лексютина. Стратегией это стало уже на фоне пандемии коронавируса в 2020 г. в виде плана построения экономики «двойной циркуляции», продолжает Лексютина. Курс этот во многом нацелен на снижение зависимости китайской экономики от внешних рынков на фоне недружественной политики США, пытающихся вовлечь в нее близких партнеров, включая ЕС, один из крупнейших рынков сбыта продукции КНР, заключает Лексютина,