Набиуллина представила планы ЦБ на три года. Главное из выступления в Госдуме

Глава Банка России обозначила направления денежно-кредитной политики в стране
Андрей Гордеев / Ведомости

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представила основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на ближайшие три года – 2024 г. и период 2025 и 2026 гг. на пленарном заседании Государственной думы.

В стратегическом документе Банк России разъясняет свои подходы к проведению ДКП, а также представляет базовый и альтернативные сценарии развития экономики. Цель политики ЦБ – обеспечить ценовую стабильность, то есть низкую инфляцию, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого роста экономики.

О росте кредитования

Набиуллина подчеркнула, что повышение ключевой ставки было соразмерно инфляционному давлению, возникшему в середине года. Все расчеты показывают, что если бы такое решение не было принято вовремя, потери для граждан, бизнеса и государства были бы гораздо больше.

По словам главы Центробанка, российская экономика после кризиса восстановилась гораздо быстрее всех прогнозов и продолжает расти. Это касается и производства, и потребления, и инвестиций в основной капитал. Для поддержки восстановление экономики в 2022 г. ЦБ достаточно быстро снизил ключевую ставку с 20 до 7,5% и держал ее неизменной до июля 2023 г. Все это время кредиты были очень доступным: кредитование населения и бизнеса росло темпами около 20% и даже более в выражении год к году. В последний раз такое было в начале 2010-х гг.

Темп роста в корпоративном кредитовании ускоряется четвертый год подряд, в 2023 г. – под 20%. Таким образом за последние 12 месяцев корпоративный кредитный портфель увеличился на 11 трлн руб.

«Предприятия активно занимали для финансирования инвестиций, для строительства жилья, исполнения госзаказа, для сделок по покупке бизнеса у уходящих иностранных компаний. Также шло замещение валютных долгов рублевыми кредитами. О чем говорят эти цифры? О том, что разговоры о недоступности кредита, мягко говоря, преувеличены», – объяснила Набиуллина.

С конца 2022 г. прибыль компаний тоже возобновила рост: за восемь месяцев 2023 г. финансовый результат стал выше, чем за весь предпандемийный 2019 г., а за год может превысить его в два раза, если компании продолжат зарабатывать по 2,5-3 трлн руб. в месяц. В этом случае он будет близок к показателю 2021 г, когда финансовый результат компаний был рекордным за всю историю. Оптимизм бизнеса остается высоким, несмотря на то что стоимость заемных денег повысилась. Основным источником роста бизнеса всегда остаются собственные средства, а кредит, по словам главы ЦБ РФ, это только дополнительное «плечо», позволяющее сделать рывок.

Об ипотеке

«Кредитование населения также растет, особенно в ипотеке. Здесь очень высокие темпы роста: +32% в годовом выражении. То есть за 12 месяцев ипотечный портфель вырос на треть. Нас не может не беспокоить, что этот рост сопровождается увеличением цен на жилье и снижением качества кредитов за счет выдачи ипотеки заемщикам с уже высокой долговой нагрузкой. В будущем это может обернуться большими рисками и для банков, и – главное – для самих заемщиков», – предостерегла Набиуллина.

Глава Центробанка указала, что застройщики не могут быстро увеличить объем строящегося жилья и что взрывной рост ипотеки провоцирует рост цен. В среднем по стране цены на новостройки за три года выросли на 90%. Это в два раза больше, чем рост средней зарплаты в этот период. Сейчас разрыв между ценами на новостройки и на вторичное жилье составляет уже 42%, эту разницу нельзя объяснить качеством старого и нового жилья.

«Если вы покупаете у застройщика квартиру, скажем, за 10 млн, то продать ее сможете в среднем уже только за 7 млн. Это »кричащий» дисбаланс, в некоторых регионах этот дисбаланс еще выше. И совершенно, на мой взгляд, очевидно, что экономия граждан за счет льготной ставки по ипотеке не должна быть нивелирована ростом стоимости жилья», – считает Набиуллина.

Глава Банка России не отрицает пользу широких льготных программ как временной антикризисной меры, однако советует в будущем обратиться к адресным программам льготной ипотеки или дифференцировать их по регионам.

О нехватке рабочих рук

«Мы видели, что деньги у бизнеса есть, со спросом проблем нет, но, чтобы быстро нарастить производство, нужны еще оборудование и люди. Вы можете переманить сотрудников с соседнего предприятия, но тогда у вашего соседа производство будет снижаться», – рассказала Набиуллина. 

В масштабах экономики это может привести к тому, что зарплаты будут расти быстрее производительности труда. Предприятия будут перекладывать эти издержки на потребителей.

О курсе рубля

Ослабление курса, начавшееся в середине года, было следствием того, что повышенный внутренний спрос приводил к росту спроса на импорт в условиях ограничений внутреннего производства. Спрос на импорт рос именно в рублях, при этом валюты, экспортной выручки больше не стало. Ошибочно думать, что без повышения ключевой ставки кредиты остались бы доступными.

«Банки не будут кредитовать себе в убыток по ставкам ниже инфляции, потому что за их спиной стоят вкладчики», – подчеркнула глава ЦБ РФ.

«Мы должны были действовать решительно, чтобы не дать раскрутиться инфляционной спирали, чтобы не подорвать рост реальных доходов населения <...> Повышая в октябре ставку до 15%, мы также учитывали новые параметры бюджетной политики. Они предполагают более стимулирующую бюджетную политику. Это требует противовеса в виде более жесткой ДКП», – уверена Набиуллина. 

Эффект от повышения ставки не может быть мгновенным: банки пересматривают ставки по кредитам и депозитам постепенно, граждане и компании тоже далеко не сразу реагируют на новые ставки. Но первые результаты уже есть: балансировка кредитной активности, снижение импорта, граждане начали возвращать наличные в банки.

Об инфляции

Базовый сценарий ЦБ РФ показывает, что в 2024 г. инфляцию удастся вернуть к цели на уровне 4% и, соответственно, начать снижать ставку. Однако на то, чтобы маховик инфляции затормозился, нужно время. Экономике нужно «переварить» рекордный объем уже созданного за последние 12 месяцев кредита. Набиуллина заверила, что «это залог нормального, стабильного развития в будущем». При этом кредитование будет расти – пусть и более умеренными, сбалансированными темпами.

Альтернативные сценарии учитывают риски усиления санкций, сокращения спроса на основные экспортные товары и мирового финансового кризиса. В этих двух сценариях инфляция вернется к намеченной цели в 2025 г. Для этого может потребоваться более жесткая ДКП.

О ближайших целях

Первой целью Набиуллина обозначила развитие рынка капитала. По ее словам, компаниям нужно активнее привлекать деньги в капитал, выходить на IPO, на рынок облигаций. Для этого нужно раскрывать информацию о компании, понимая все санкционные риски и чувствительность информации, выстраивать корпоративное управление. Но это открывает гораздо больше возможностей.

Второе - повышение доверия на финансовом рынке. Под ним понимается доступность информации для инвесторов, национальные рейтинги, рыночные индикаторы и защита прав инвесторов, акционеров. 

Третье – развитие системы международных платежей и расчетов, чтобы бизнес мог выйти на новые экспортные рынки.

Четвертое: развитие третьей формы денег, в дополнение к наличным и безналичным, – цифрового рубля

27 октября совет директоров Банка России в четвертый раз подряд повысил ключевую ставку – сразу на 2 п. п. до 15%. ЦБ также обновил прогноз по годовой инфляции. Теперь регулятор ожидает инфляцию в диапазоне 7‒7,5% (прошлый был 6‒7%) по итогам этого года. В 2024 г. она снизится до 4‒4,5% и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Набиуллина сказала, что повышение ключевой ставки ЦБ не угрожает банковским кризисом в России: несмотря на замедление, рост объемов кредитования сохраняет положительную динамику. 

9 ноября Набиуллина заявила, что до конца года ключевая ставка может быть повышена, поскольку Банк России намерен поддерживать жесткую денежно-кредитную политику еще в течение нескольких кварталов для возвращения инфляции к показателю в 4%.