Участники COP29 должны согласовать новую цель климатического финансирования
Представителям почти 200 государств на стартовавшем 11 ноября климатическом саммите ООН COP29 в Баку (Азербайджан) предстоит согласовать новый целевой показатель финансирования мер по борьбе с изменением климата. Участники конференции должны заменить цель, изначально согласованную в 2009 г. Тогда развитые страны обязались предоставлять развивающимся $100 млрд в год на климатическое финансирование к 2020 г. По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), они достигли этой цели на два года позже. Новая коллективная количественная цель (NCQG) рассматривается как критически важная для финансирования усилий по ограничению глобальной температуры на 1,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня, нижнего предела, установленного знаменательным Парижским соглашением 2015 г.
В ходе предварительных переговоров по этой цели между странами возникли серьезные разногласия по поводу того, какой должна быть сумма, как она должна быть структурирована и кто должен платить. «Это будут самые сложные переговоры со времен Парижа, потому что речь идет о деньгах», – приводит Financial Times слова министра окружающей среды и климата Ирландии Имона Райана. Михай Робертсон, ведущий переговорщик по климатическому финансированию Альянса малых островных государств (Aosis), считает, что Парижское соглашение находится под «величайшей угрозой», сообщает издание. Страны поставили «действительно амбициозную цель в плане действий» в 2015 г., но не смогли решить, как ее финансировать, в течение почти десятилетия, отметил он.
В прошлом месяце Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) предупредила, что способность мира оставаться в пределах целевого показателя в 1,5 градуса «исчезнет в течение нескольких лет», если не будут приняты срочные меры, и мир находится на пути к «катастрофическому» повышению температуры более чем на 3 градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем. Многие развивающиеся страны призвали к новой финансовой цели в размере не менее $1 трлн в год, предупреждая, что нельзя ожидать, что они будут брать на себя больше долгов для борьбы с изменением климата, за которое они в значительной степени не несут ответственности. По их мнению, развитые страны, как главные виновники исторических выбросов, должны заплатить.
Однако богатые страны, даже спустя всего несколько лет после того, как их бюджеты были истощены пандемией и энергетическим кризисом, неохотно берут на себя обязательства по предоставлению крупных грантов – особенно после того, как им с трудом удалось достичь первоначальной цели в $100 млрд в год. Вместо этого богатые страны настаивали на расширении так называемой «донорской» базы – стран, которые, как ожидается, внесут свой вклад. Согласно давней классификации ООН, такие страны, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Китай, считаются развивающимися странами и не включены в этот список. Расширение «донорской» базы – непростая задача, считает Робертсон. По его мнению, при определенных показателях ее расширения некоторым уязвимым малым островам в конечном итоге придется платить, в то время как Китай сможет этого избежать.
В отчете аналитического центра Energy Transitions Commission говорится, что необходимы различные типы климатического финансирования, включая капитальные вложения в размере около $3 трлн в год до 2050 г. для создания экологически чистых энергетических систем, которые, как утверждается, будут в значительной степени финансироваться частными институтами при поддержке многосторонних банков развития (МБР). Однако авторы отчета отмечают, что до $950 млрд (в виде грантов от богатых стран, внутренних ресурсов или финансирования от МБР) потребуется на три другие области. Это сокращение выбросов в определенных сферах, которые могут не принести прибыли. Например, раннее закрытие угольных электростанций, инвестиции в адаптацию, а также устранение потерь и ущерба, вызванных изменением климата. По данным отчета Института Грэнтема за 2022 г., в странах со средним и низким уровнем дохода расходы на покрытие убытков и ущерба к 2030 г. могут достичь $200–400 млрд в год. Робертсон утверждает, что основное внимание в Баку следует уделять «финансированию обеспечения», такому как гранты и льготное финансирование, а не частному финансированию.