Глобальное развитие отрасли морской ветроэнергетики далеко от поставленных целей
Развитие морской ветроэнергетики составляет большую часть правительственных стратегий многих стран мира (включая США и Европу) по продвижению возобновляемой энергии и декарбонизации энергетической отрасли. Это связано с возможностью генерировать большие объемы электроэнергии вблизи густонаселенных прибрежных регионов. Однако у мировой индустрии морской ветроэнергетики больше нет шансов достичь поставленных целей, сообщает Reuters.
Агентство пообщалось с 12 компаниями, занимающимися морской ветроэнергетикой, отраслевыми исследователями, торговыми ассоциациями и правительственными чиновниками в шести странах, чтобы составить глобальную картину состояния отрасли и ее перспектив. Эксперты обнаружили, что стремительно растущие издержки, задержки проектов и ограниченные инвестиции тормозят реализацию проектов.
Как отметил руководитель исследований в области офшорной ветроэнергетики в исследовательской энергетической компании Wood Mackenzie Сорен Лассен, в настоящее время офшорные ветровые электростанции имеют глобальную среднюю стоимость $230 за мегаватт-час, это на 30–40% больше за последние два года и более чем в три раза выше средней стоимости для наземных установок. Это заставляет компании отступать. В прошлом месяце BP заявила, что «рассматривает продажу доли» в своем офшорном ветроэнергетическом бизнесе. Equinor в начале этого года отказалась от инвестиций во Вьетнаме, Испании и Португалии, а GE Vernova, один из ведущих поставщиков турбин в отрасли, не принимает новые заказы.
Генеральный директор IRENA Франческо Ла Камера сообщил Reuters, что, по прогнозам, морская ветроэнергетика не достигнет своей цели на треть. По оценкам трех других известных исследовательских компаний, мир не достигнет 500 ГВт морских ветровых установок до 2035 г.
При этом правительства стран Европы, Америки и Азии стремятся поддержать сектор, ставя национальные цели. Например, США поставили цель к 2021 г. выработать 30 ГВт с помощью морской ветроэнергетики к концу этого десятилетия, но по данным Национальной лаборатории возобновляемой энергии, по состоянию на май этого года в эксплуатации находилось менее 200 МВт. Уходящая администрация президента США Джо Байдена выдала разрешения на реализацию проектов общей мощностью 15 ГВт, провела шесть сделок по аренде на нескольких побережьях и предоставила налоговые льготы отрасли. Но с прошлого года морская ветроэнергетика США оказалась под угрозой из-за отмены проектов и контрактов. Исследовательская компания Rystad заявила, что, по ее прогнозам, к 2030 г. США достигнут менее половины своего целевого показателя.
В Европе Петра Мануэль, аналитик оффшорной ветроэнергетики в Rystad, ожидает, что страны с самыми высокими целями по оффшорной ветроэнергетике – Великобритания, Германия и Нидерланды – достигнут около 60–70% своих целей. Страны с менее амбициозными целями, включая Бельгию, Данию и Ирландию, также, как ожидается, не достигнут целевых показателей.
Китай, который в 2022 г. стал мировым лидером в области морской ветроэнергетики, идет вразрез с мировой тенденцией. Пекин перегрузил свою промышленность субсидиями и низкими затратами на финансирование. Большинство игроков сектора являются государственными и имеют доступ к компонентам офшорной ветровой энергетики местного производства. На Китай пришлось более половины морских ветровых установок 2023 г. (6,3 ГВт). По оценкам аналитиков, в ближайшие два-три года страна будет устанавливать от 11 до 16 ГВт ежегодно. Поставки дешевого оборудования из Китая помогли бы сократить расходы разработчиков в Европе, Японии и США, однако правительства этих стран стремятся стимулировать местное производство, чтобы снизить зависимость от Пекина. В других частях Азии такие страны, как Вьетнам, Япония, Южная Корея и Тайвань, стремятся расширить использование морской ветроэнергетики, но также сталкиваются с трудностями, связанными с резким ростом затрат и неопределенностью в сфере регулирования.
Япония, например, поставила себе цель построить до 45 ГВт морской ветровой мощности к 2040 г. (сегодня это 1 ГВт). Но аукционы до сих пор были небольшими, и отрасль ограничена законами, запрещающими судам неяпонского происхождения работать в районах морской ветровой энергии.