Перевозки водным электротранспортом снизят выбросы CO2 на 250 000 т за сезон

Но создание инфраструктуры потребует инвестиций в размере 50 млрд рублей к 2025 году
Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Электросуда – экологичный вид пассажирского транспорта, популярность которого выросла этим летом в Москве: в 2023 г. в столице был запущен регулярный речной маршрут и создан флот из 21 водного трамвая, которые работают на аккумуляторных батареях и имеют запас хода до 70 км. При этом переход на водный электротранспорт актуален и для других регионов России с большим пассажирским потоком. Такой вид транспорта может использоваться не только в туристической отрасли, но и, например, обеспечивать переправу грузов и пассажиров в областные и муниципальные центры.

В новом исследовании, проведенном Россельхозбанком (РСХБ), оцениваются спрос на услуги речного транспорта и потребность в электрических судах.  Эксперты отмечают, что в регионах, которые уже оснащены комплексами для обслуживания пассажирского флота, обеспечивающими безопасный подход, швартовку, стоянку и зарядку судна, развитие водного электротранспорта станет мощным драйвером увеличения туристической привлекательности. Речь идет о таких регионах как Нижегородская, Самарская, Ленинградская, Московская, Ярославская, Тюменская, Волгоградская, Саратовская, Тверская области и Республика Башкортостан. По подсчетам авторов исследования, необходимо порядка 300 дополнительных единиц электросудов, чтобы удовлетворить растущий спрос на них. Причем помимо самих судов нужны разработки по внедрению систем хранения электроэнергии на пунктах стоянки, пристанях и плавучих причалах, аналогично разработкам в сфере наземного электротранспорта, которые уже активно внедряются. Объем необходимых инвестиций к 2025 г. для создания инфраструктуры пассажирского электрического судоходства оценивается в 50 млрд руб.

Согласно оценкам экспертов РСХБ, обеспечить регулярные внутригородские и междугородние перевозки электросудами российские производители смогут к 2035 г.  При этом доля электротранспорта составит только 5-7% от всего внутреннего водного транспорта, но даже она позволит сократить выбросы углекислого газа на 250 000. т за сезон. Как отметила руководитель направления Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования РСХБ Наталья Худякова, переход на водный электротранспорт также будет способствовать предотвращению образования разливов нефтепродуктов.

«Электросуда обладают рядом преимуществ перед традиционным водным транспортом, благодаря которым их доля на рынке перевозок будет только расти. Электрические суда являются не только альтернативным маршрутным транспортом, но и привлекают большое количество туристов. Габаритные размеры позволяют получить доступ к портам, закрытым для крупных судов. Кроме того, электрификация устраняет необходимость в постоянном трудоемком обслуживании дизельных двигателей», – считает Худякова.

Отметим, что речное пассажирское судоходство в России восстанавливается после пандемийного снижения в 2021 г. Объем региональных и межрегиональных перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в 2022 г. составил 9,14 млн человек (105,8% от показателей 2021 г.)  Согласно экспертным оценкам, к 2025 г. он может увеличиться до 11 млн человек.