Moody's угрожает лишить США максимального кредитного рейтинга

Впервые крупное рейтинговое агентство грозится лишить США максимального рейтинга. Эксперты не верят, что такое может случиться: тогда придется снижать рейтинги других стран

Если США не сократят бюджетный дефицит, а экономика не будет расти быстрее прогнозов, это «в какой-то момент» может оказать давление на рейтинг гособлигаций США, отмечено в заявлении Moody’s. По прогнозу Белого дома, который президент Барак Обама представил 1 февраля, бюджетный дефицит в этом году достигнет 10,6% ВВП – самого высокого уровня после Второй мировой войны. К 2014 г. он должен снизиться до 3,9%, но и это много: рост экономики считается устойчивым при 3%-ном дефиците. В этом году, по прогнозу Обамы, экономика США должна вырасти на 2,7%, в 2011 г. – на 3,8%, а в последующие три года прибавлять по 4%.

«Сейчас мы со сдержанным оптимизмом рассматриваем возможности США восстановить ранее присущий им динамизм, но, если они этого не сделают, нам придется задуматься, что это значит для правительственных финансов, – сказал Reuters старший кредитный аналитик по госдолгу Moody’s Стивен Гесс. – Последствия для США могут быть не блестящими, если какое-то время сохранится слабый рост экономики, поскольку у правительства возникнут трудности с ростом доходов». К 2020 г. объем федерального долга достигнет 77% ВВП США (в 2009 г. – 53%, в 2010 г. – 64%), а с учетом долгов штатов и муниципальных превысит 100%.

Moody’s в октябре 2009 г. предупреждало, что «рейтинг ААА для США больше не гарантируется», если в ближайшие 3–4 года они не сократят дефицит бюджета (цитата по «РИА Новости»). Но до сих пор от официальных предупреждений агентство воздерживалось. Не изменен и «стабильный» прогноз рейтинга США.

Они стали не первой страной «семерки», которой рейтинговые агентства грозятся снизить оценку. Standard & Poor’s в мае снизило прогноз долгосрочного рейтинга Великобритании (ААА) со «стабильного» до «негативного». В ноябре о возможности снижения рейтинга предупредило Великобританию Fitch. Причина – огромный госдолг, резко выросший из-за антикризисных мер правительства.

В других европейских странах ситуация еще серьезнее. В конце 2009 г. все три ведущих агентства из-за долговых и бюджетных проблем понизили рейтинг Греции, в свое время находившийся на максимальном уровне. Похожие проблемы могут возникнуть у Португалии. S&P в январе поменяло прогноз по суверенному долгу Японии на «негативный» (рейтинг – АА).

Рынки практически не отреагировали на заявление Moody’s. Доллар вчера подорожал с $1,3849/евро до $1,3749/евро. 10-летние облигации казначейства США торговались с доходностью 3,6% годовых против 3,7% накануне. Они по-прежнему считаются тихой гаванью: в разгар кризиса инвесторы скупали надежные инструменты, и доходность казначейских бондов опускалась до 0,14%, а в ноябре 2009 г., когда банки расчищали балансы перед годовой отчетностью, ставки были отрицательными – двухмесячные векселя торговались с доходностью минус 0,01% годовых.

«США – это всеобщий бенчмарк, в том числе и шкалы оценок рейтинговых агентств. Кому они тогда ААА присвоят?» – недоумевает Николай Кащеев из казначейства Сбербанка.

До кризиса агентства заверяли весь мир о безрисковости пирамиды деривативов, в результате они дискредитировали себя и теперь стараются продемонстрировать свою беспристрастность, отмечает член совета директоров «ВТБ капитала», экс-председатель Центробанка Сергей Дубинин. Даже если представить, что рейтинг США снижен, катастрофы не произойдет, владельцы облигаций американского казначейства не кинутся их сбрасывать и Китай не выйдет на рынок с триллионами, вложенными в эти бумаги, рассуждает он.

Ведь снижение рейтинга государства автоматически ведет к снижению рейтинга всех остальных компаний страны. А поскольку их бумаги – ориентир во многих отраслях, то последует серия синхронного снижения рейтингов всем остальным во всем мире, говорит Дубинин: «Значит, агентству придется снизить рейтинг всем своим клиентам. Серьезно к этому отнестись нельзя».

«Не люблю обсуждать ужастики, это непродуктивно и бессмысленно, – не верит Moody’s директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ, бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. – Не думаю, что агентство решится на такой шаг в течение ближайших минимум пяти лет, а в течение этого срока США разберутся со своим долгом: они даже лучше агентств понимают, что дефицит – ключевая макроэкономическая проблема, не решить ее – проиграть выборы». Рейтинговые агентства много обвиняли в запоздалой реакции, поэтому теперь они действуют упреждающе, рассуждает он: «Просто выполняют свою работу».

Сначала агентства присваивают высший рейтинг CDO (сollateralized debt obligations), а теперь допускают понижение рейтинга из-за долга у эмитента валюты, в которой этот долг номинирован, не видит логики Кащеев.

Снизить рейтинг США – все равно что спилить сук, на котором сидят все, и рейтинговые агентства тоже, сравнивает он: «Достаточно столпам рухнуть – и последствия будут страшнее, чем если на некоторые вещи закрыть глаза». Эмитент мировой валюты не может стать банкротом хотя бы потому, что имеет возможность просто напечатать нужное количество денег для покрытия своего долга или, например, придумать схему его реструктуризации, которую будут вынуждены принять, продолжает Кащеев: «В этом плане США монополярны». После краха бреттон-вудской системы (при ней курс ключевой валюты – доллара – был фиксирован к золоту) мир не рухнул, напоминает Кащеев.