S&P сомневается в скорой приватизации госбанков

Standard & Poor's призывает не верить в объявленные российским правительством планы приватизации ВТБ и Россельхозбанка
Госбанки слишком влиятельны, чтобы государство скоро решилось потерять в них контроль/ С. Николаев/ Ведомости

Деньги в казну. $5,2

млрд получил бюджет от продажи 7,6% Сбербанка в сентябре 2012 г. В результате допэмиссии ВТБ на 102,5 млрд руб. бюджет не получил ничего, все деньги пошли в капитал банка

Несмотря на прогресс в приватизации ряда активов, скорее всего правительство сохранит за собой контрольные пакеты Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка по крайней мере на ближайшие 3–5 лет, а возможно, и на более длительный срок. Такой вывод содержится в опубликованном вчера отчете рейтингового агентства Standard & Poor's.

Согласно объявленному летом 2012 г. плану приватизации, к 2016 г. государство должно выйти из капитала (иногда с сохранением «золотой акции») 12 госкомпаний, а еще в семи сократит свое участие. По плану государство собиралось полностью выйти из капиталов ВТБ и Россельхозбанка, а долю в Сбербанке сократить до 50% плюс 1 акция. На текущий момент план выполнен только по Сбербанку, который провел SPO в сентябре 2012 г., а доля государства в ВТБ после недавней допэмиссии сократилась пока до 60,9%.

Госбанки играют роль внутренних стабилизаторов при возникновении стрессовой ситуации в экономике, замечают эксперты S&P, а также увеличивают ликвидность в секторе. Исходя из этого, полагают они, в среднесрочной перспективе российские власти сохранят контроль над крупнейшими финансовыми институтами.

Сроки приватизации могут растянуться из-за ухудшения ситуации на рынке, говорится в отчете рейтингового агентства. По мнению экспертов, вмешательство государства в работу госбанков в форме директивного кредитования и развития неприбыльных направлений бизнеса «оказало давление на финансовые профили и сделало их менее привлекательными для внешних инвесторов».

Россельхозбанк (100% у государства) имеет «более слабый финансовый профиль», чем ВТБ или Сбербанк, и его приватизация наименее вероятна даже при благоприятной рыночной конъюнктуре, считают в S&P. Частных инвесторов смущает ориентация банка на кредитование сельского хозяйства, подверженного высоким рискам неплатежей, а также недиверсифицированный бизнес банка. У ВТБ проблемы с показателями достаточности капитала. Ее можно исправить с помощью допэмиссий, но сокращение доли государства ниже уровня в 50% плюс 1 акция «крайне маловероятно» в ближайшие два года, говорится в отчете.

Выводы экспертов рейтингового агентства частично подтверждают и чиновники. Правительство не исключает сохранения за государством доли в ВТБ, говорила руководитель Росимущества Ольга Дергунова. Говоря о приватизации почти 11% ВТБ (снижение доли государства до контрольного пакета, запланировано до конца 2015 г.), она заметила, что таким образом Росимущество обозначило намерения государства: «Дальше зависит от «дорожной карты» (цитата по «Интерфаксу»). Россельхозбанк не будет приватизирован, пока в России не будет создан институт развития агропромышленного комплекса, говорил недавно вице-премьер Аркадий Дворкович.

Приватизации Внешэкономбанка в S&P не ожидают вовсе: это «специализированный институт развития, который занят выполнением государственных задач». Дело не только в некоммерческом характере работы банка, но и в условиях выпуска евробондов, когда смена контролирующего акционера может привести к выплате всего или части выпуска.

С точки зрения рынка задержка с приватизацией госбанков скорее позитивный момент, считает портфельный управляющий УК «Уралсиб» Игорь Михайлов. Сейчас дополнительное давление со стороны на котировки не к месту, полагает он: «Денег на рынке и так немного, а любая допэмиссия оттягивает на себя их часть, конъюнктура тоже не лучшая». С экономической же точки зрения при нынешней оценке российских активов спешить с продажей неразумно, заключает он: если только нет острой потребности в допдоходах бюджета.