Кризис на Украине заставляет Европу задуматься о добыче сланцевого газа

Однако в каждой из стран — потенциальных добытчиков свои проблемы: в одних боятся за экологию, в других не могут согласовать регулирующие нормы, в третьих запасы оказались не столь значительны, как ожидалось
Буровая установка на месторождении сланцевого газа в Польше/ Bartek Sadowski/ Bloomberg

Кризис на Украине усилил призывы представителей промышленности и политических лидеров, в том числе и из США, развивать добычу сланцевого газа в Европе. Сторонники идеи надеются, что это позволит уменьшить зависимость от поставок российского газа и усилить позиции Европы в геополитических спорах со своим восточным соседом. Сейчас импорт из России обеспечивает около 30% потребностей региона в газе.

В среду на пресс-конференции в Брюсселе президент США Барак Обама призывал европейских лидеров в связи с кризисом найти способы стать менее зависимыми от российских энергоресурсов. «По-моему, эти события подчеркивают необходимость Европы посмотреть, как в будущем она может диверсифицировать источники энергоресурсов», - сказал он.

Крупнейшие нефтяные компании, в том числе Chevron, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Total и Eni, занимались разведкой сланцевых месторождений в Европе, чтобы понять, достаточны ли запасы для ведения прибыльного бизнеса. По данным Управления энергетической информации США (EIA), потенциальные запасы извлекаемого сланцевого газа в Европе составляют 13,31 трлн куб. м. Это соответствует примерно 80% запасов в США. Однако некоторые страны, например Франция, Германия и Болгария, запретили его добычу: они опасаются, что применяемая в процессе технология гидроразрыва пласта может привести к загрязнению подземных вод.

В других странах опасения жителей по поводу экологии, а также проблемы с регулированием тоже замедляют развитие отрасли. Поэтому в Европе индустрия добычи сланцевого газа пока находится в зачаточном состоянии. А в США сланцевая добыча уже достигла таких масштабов, что это позволило снизить внутренние цены на газ и электричество и сократить зависимость от импорта энергоресурсов.

По оценке EIA, запасы в Польше составляют 4,19 трлн куб. м, во Франции - 3,88 трлн куб. м, на Украине - 3,62 трлн куб. м, в Румынии - 1,44 трлн куб. м, Великобритании - 736 млрд куб. м, Болгарии и Германии - по 481 млрд куб. м.

Страны Восточной Европы особенно сильно зависят от импорта газа из России. Поэтому вице-президент США Джо Байден во время визита в Польшу на прошлой неделе обсуждал вопрос об упрощении регулирования добычи сланцевого газа. Однако геологическая разведка показала, что страна обладает не такими большими запасами, как предполагалось изначально. Поэтому у компаний интерес к этой стране снизился, а Exxon, Marathon Oil и Talisman Energy отказались от работ в Польше.

Украина импортирует около 60% газа из России. Споры между двумя странами по поводу цены и оплаты газа за последние 10 лет уже дважды приводили к приостановке его поставок. В начале марта «Газпром» объявил, что может прекратить поставки газа на Украину, если страна не выплатит долг в размере около $2 млрд.

Но Украина обладает одними из самых внушительных запасов сланцевого газа в Европе. В прошлом году страна подписала контракты с Shell на разведку сланцевых месторождений на востоке страны, а с Chevron - на западе.

Также на добыче сланцевого газа в Европе настаивают представители энергоемких отраслей промышленности, таких как металлургия и нефтехимия. Цены на газ в Европе примерно в два раза выше, чем в США. Это негативно влияет на конкурентоспособность европейских промышленных предприятий. Их лоббирование принесло определенные результаты. В начале этого года Евросоюз не стал принимать более жестких правил по разведке сланцевого газа.

Однако у Европы нет некоторых естественных преимуществ для развития отрасли, которые есть у США. Плотность населения в Европе намного выше, поэтому ограничено пространство для строительства крупных объектов для добычи газа и компаниям труднее получить разрешение на бурение. Также по европейскому законодательству, в отличие от американского, владельцы земли не получают часть прибыли от добычи газа, поэтому они ее не приветствуют. Кроме того, у европейских компаний не хватает буровых установок и другого оборудования для добычи сланцевого газа.

В Великобритании правительство стало более благосклонно относиться к добыче сланцевого газа. В декабре 2012 г. оно сняло мораторий на применение технологии гидроразрыва пласта, который был введен после небольшого землетрясения в ходе разведывательных работ в 2011 г. Однако население районов, где предполагается вести добычу, протестует, поэтому правительство пообещало ввести налоговые льготы и перечислять часть выручки компаний от добычи в бюджеты местных властей. Тем не менее отрасль все равно развивается слишком медленно, и было пробурено всего несколько скважин, только на одной применили технологию гидроразрыва пласта.

«Вряд ли [в Европе] будут значительные объемы добычи сланцевого газа раньше 2020-х гг., - считает Ричард Сарсфилд-Холл из консалтинговой компании Poyry. - Потребуется время на то, чтобы построить инфраструктуру, провести планирование и привлечь компании туда, где они смогут наращивать производство».

Согласно опубликованному в ноябре докладу Poyry, даже при наличии политической поддержки объемы добычи сланцевого газа в Европе не смогут достичь 10 млрд куб. м в год ранее 2025 г. Также специалисты компании полагают, что к 2035 г. объем добычи может вырасти до 60 млрд куб. м в год. Но даже в этом случае 28 странам Евросоюза, скорее всего, понадобится импортировать около 75% необходимого газа.

В 2013 г. Россия поставила в Европу около 160 млрд куб. м газа.

Перевел: Алексей Невельский