Страховщики не смогли рассчитать аварийность электрокаров в такси и каршеринге

Исполнить поручение правительства о поддержке электротранспорта будет сложно, опасается рынок
Евгений Разумный / Ведомости

Российский союз автостраховщиков (РСА) не смог по поручению Банка России рассчитать данные об аварийности электрокаров в каршеринге и такси, рассказали «Ведомостям» два собеседника в крупных страховщиках и подтвердил представитель РСА: вся проблема в отсутствии релевантной статистики.

ЦБ поручил собрать и проанализировать такие данные в ходе реализации утвержденных правительством дополнительных мер поддержки электротранспорта. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил перечень 29 апреля, среди перечисленных мер – предложение пересмотреть тарифы ОСАГО для электрокаров, которые используются в такси и каршеринге. Заинтересованные органы власти анализируют статистику стоимости полисов и аварийности при эксплуатации электромобилей в такси и каршеринге, чтобы оценить возможность учитывать этот фактор в тарификации, сообщил «Ведомостям» представитель правительства.

Но при сборе данных страховщики обнаружили, что в автоматизированной информационной системе (АИС) РСА, которая собирает данные по ОСАГО и рассчитывает тарифы, нет информации о типе двигателя (например, если это электродвигатель). Причина – тип двигателя автомобиля не является (только мощность) ценообразующим фактором при тарификации ОСАГО и, следовательно, их нет у РСА, сообщил представитель союза.

Из-за этого посчитать убыточность электрокаров невозможно, резюмировал он. 

Результаты расчетов (фактически отсутствующих) РСА направил в Банк России и председателю правительства Михаилу Мишустину. Представитель Банка России не ответил на запрос «Ведомостей», но ранее подтверждал факт сбора и анализа такой -статистики.

Сложности страхования

В России пока очень мало электромобилей и статистика, даже если бы она и была, не являлась бы репрезентативной, говорит директор департамента обязательных видов страхования «Альфастрахования» Роман Лободин. Информацию подтверждает и руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Электромобилей пока очень мало на рынке, выплаты единичны, но наполнять справочники запчастями для электромобилей для расчета по единой методике необходимо, говорит заместитель генерального директора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

В РЕСО полагают (в портфеле нет электромобилей в каршеринге и такси), что цена на ОСАГО сейчас для каршеринга ниже, чем для такси, и это неверно. Стоимость риска в нем близка к такси, объясняет страховщик, но так как тип «каршеринг» в тарификации ОСАГО не выделяется, то по нему невозможно назначить базовую ставку, близкую к такси, и тариф сейчас сильно недооценен.

Что касается цены полиса ОСАГО на электромобиль как таковой, не задействованный в такси или каршеринге, то она такая же, как и на обычное авто того же класса, считает Иванов: признака «электромобиль» сейчас нет в тарификации ОСАГО. Электрокары в таком случае страхуются, как и машины с двигателем внутреннего сгорания, добавляет Лободин. Это является основной сложностью при страховании электрокаров – корректное указание мощности электромоторов и ее перевод в привычные лошадиные силы, рассказывает Иванов. Тот факт, что коэффициент мощности в ОСАГО рассчитан от лошадиных сил, может вызывать сложности у клиентов. 

В ОСАГО для компании важна частота и величина убытка, когда виновником аварии становится водитель электрокара, ведь страхуется его ответственность при эксплуатации машины, а не сама машина, напоминает представитель «Совкомбанк страхования». Данных, которые бы обозначили выраженную зависимость аварийности от типа двигателя, пока недостаточно, продолжает он. Электрокары, как правило, тяжелее из-за массы аккумуляторных батарей: чем их больше, тем больше запас хода. Из-за большей мощности и веса электрокар при аварии с машиной с двигателем внутреннего сгорания нанесет ей больший ущерб, чем среднестатистическое авто, добавляет директор по развитию страхового бизнеса «Сравни.ру» Александр Крайник. С другой стороны, электромобили преимущественно оснащены современными системами безопасности, что может снизить этот риск, продолжает представитель «Совкомбанк страхования». 

С позиции ремонтопригодности электрокар более убыточен из-за наличия дорогих элементов – аккумуляторов, электромоторов, продолжает представитель страховщика, они расположены максимально низко и потому подвергаются большому риску повреждения при аварии, которая чаще всего приводит в итоге к полной гибели авто. Ремонт этих автомобилей дороже на 20–30%, кратно выше и трудоемкость восстановления. Зашкаливает также стоимость батареи, подверженной рискам повреждения, добавляет Крайник, но этот фактор применим скорее к каско, по ОСАГО возмещение получает только потерпевшая сторона. 

Рынок электрокаров

По последним данным МВД, на конец ноября 2022 г. в России было зарегистрировано 23 400 электромобилей. Доля продаж таких машин по итогам февраля 2023 г. впервые достигла 1% относительно числа легковушек (0,3% в феврале 2022 г.), сообщал «Автостат». За первое полугодие 2023 г. продано 4416 электромобилей, следует из его данных. Но доля таких ТС в каршеринге и такси остается низкой, хотя за прошлый год компании наращивали долю электрокаров. 

23 400 электромобилей

по последним данным МВД, было зарегистрировано на конец ноября 2022 г. в России. Доля продаж таких машин по итогам февраля 2023 г. впервые достигла 1% относительно числа легковушек

Каршеринг «Ситидрайв» за прошлый год увеличил парк электромобилей в 2 раза до 20 шт. В апреле 2023 г. мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о заключении контракта между московским автозаводом «Москвич» и «Яндекс.Такси» о поставке 2000 электромобилей в парк такси и каршеринга. Первые 50 машин были поставлены «Яндекс.Такси» в апреле. В сентябре 2022 г. переговоры о поставках электрокаров для «Яндекса» вел другой отечественный автопроизводитель Evolute – липецкий завод «Моторинвест». Но даже этих данных недостаточно для репрезентативных расчетов аварийности, замечает собеседник в страховщике. Объективная статистика начинается от нескольких тысяч единиц, поясняет он.

Представитель «Делимобиля» отказался от комментариев. Представители Минфина, Минэка, МВД, «Яндекс.Драйва», «Ситимобила» и «Ситидрайва» не ответили на запрос «Ведомостей».