Евгений Герасимов: «Проблема кинематографа — отсутствие достойных сценариев»
Президент международного кинофестиваля «Будем жить» Евгений Герасимов — о новых картинах, уходе режиссеров от «чернухи» и будущем российского кино- Запрос на участие от международных участников был большой – французы, итальянцы, канадцы, болгары, поляки, но сегодняшняя ситуация не позволила им приехать. Тем не менее на фестивале были представители Израиля, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана. В короткометражном конкурсе участвовал американский актер и продюсер Стивен Мэй, который отметил, что фестивали должны быть без границ и нельзя ставить стену между культурами разных стран.
Фестиваль «Будем жить» возник после того, как ко мне обратились молодые кинематографисты, которые жаловались на то, что их дипломные, дебютные картины негде показывать. В результате нет движения вперед. Когда на первом кинофестивале мы показали картины в большом шатре, установленном на площади Революции, люди смотрели дебютные работы российских режиссеров и удивлялись, что в стране есть свое интересное кино.
- Картина в целом состоялась. Играет природа, артисты, драматургия. С моей точки зрения и по мнению жюри Деревянко в фильме был не такой, как везде, он раскрылся по-другому. И проблемы, затронутые в этом фильме, интересны не только профессионалам, но главное – зрителям. Не случайно мы отметили работу художника картины, режиссера и оператора. Также замечательная операторская работа, как и режиссура, была в картине «Белый кит» Татьяны Федоровской. Среди главных ролей мне понравился артист из фильма «Дорога в Эдем», как и сама картина.
Сегодняшний кинематограф интересен тем, что вся страна стала большой киноплощадкой. И режиссеры, и артисты с большим удовольствием едут сниматься в разные округа нашей родины. Кинематография в других регионах активно развивается, молодые люди хотят учиться, и главы регионов это поддерживают. В Москве интерес к режиссуре необычайно велик. Практически в каждой школе сегодня существуют киноклубы, ребята увлекаются обучением съемки, стала популярна мультипликация.
- Сегодня огромная поддержка со стороны государства, молодые кинематографисты получают гранты в Министерстве культуры – приноси тему. Особенно известным и любимым стал грант, в котором одним из основных героев картины является город Москва. Раньше со съемками в столице были трудности – невозможно было снимать, организовывать площадки, оформлять проезд группы. Для этого ездили в Белоруссию и в другие регионы, а потом в процессе монтажа ставили на фоне Кремль – и вроде бы Москва. Кинематографисту нужно было собрать более 30 подписей, чтобы в каком-то месте столицы снимать кино. Сегодня организована кинокомиссия по принципу «службы одного окна»: кинематографист расписывает карту своих съемок в Москве и отдает заявку в «Москино». Представители организации договариваются со всеми службами и учреждениями – пожарные, МВД, скорая помощь, окружная управа – и сопровождают на съемках.
- Значит дурак. Человек не обратился в «Москино» и решил, что сделает это самостоятельно другим путем. Москва предоставляет возможности оформить все легально, но человек сам кузнец своего счастья.
- Возраст очень разный. На фестивали подают работы как начинающие режиссеры, закончившие профильный вуз, так и непрофессионалы, иногда совсем молодые люди после школы. Хотя есть и те, кто приходит, получив второе образование, уже после 30–40 лет, но их меньше.
- Свято место пусто не бывает, но думаю, что надо снимать свое кино. Хотя есть шикарное корейское и китайское кино с точки зрения зрелищности и смысла, есть почитатели индийского кино. Это решать зрителям. Кинематограф развивается и в бывших союзных республиках – Киргизия, Таджикистан, Казахстан, есть совместные проекты съемок России с Ираном, надо пробовать показывать это кино.
- Значит, прокатчики считают, что пока не получили такое кино, которое привлечет зрителей. Это должны решать профессионалы. Может быть, они ждут, что смогут показывать зарубежное кино обходными путями. Потому что доход теряют не только наши кинотеатры, но и другая сторона.
- Думаю, что будут показывать. Время выхода определяют создатели картины и прокатчики.
- Основная проблема в сегодняшнем кинематографе – отсутствие достойных литературных сценариев. Вот вы про Гайдая сказали – у него в картине каждое слово, каждая фраза играет, запоминается. Сейчас я читаю огромное количество сценариев – не запомнишь ни одного слова. Слава богу, что мы сейчас ушли от откровенной «чернухи», которая в 2000-х гг. заполонила наш кинематограф. Сейчас кино развивается, находится тема, которая тебя держит. Вернулись к личности, к человеку, про которого рассказывают, чего тоже не было в последние годы.
Приятно, что и молодые режиссеры стали по-другому к этому относиться. Когда фестиваль только организовывался, ребята приходили и говорили: мы хотим жанровое кино снимать, разное. Потому что в вузах стали учить, как снимать «чернуху», чтобы отправить ее на зарубежный фестиваль и получить приз. В итоге получается штампованное кино с убийствами и ограблениями, с одинаковыми героями. Иногда переключаешь канал и кажется, что смотришь продолжение того же фильма, который смотрел на другом канале, – те же лица, сюжеты.
- Сейчас разное. Есть понимание, про что снять картину, а не просто показать, как все плохо, как низко пал человек. Можно выбрать кино по душе и пойти именно на него. Причем зритель стал разновозрастный: например, пожилые люди ходят на молодежное кино. Возникает интерес к комедийному жанру. Конечно, современных Гайдая, Данелии или Рязанова у нас пока нет, но появляются ребята, обладающие неплохим чувством юмора.
- Пока все-таки проигрывают, сериалы более востребованы. Преодолеть это можно талантливыми сценариями. Зато определенный бум переживает театр (Евгений Герасимов – худрук «Театра Луны». – Прим. «Ведомости.Город»). Люди хотят выходить из дома и получать определенную духовную поддержку, которую не находят в кино. В Москве каждый театр имеет свое лицо и жанр, поэтому у зрителя всегда есть возможность выбрать театр или спектакль по своему вкусу.
- Конечно, время поменялось. Герой есть, но для каждого он свой. Для вас кто герой времени?
- Возвели, согласен. В его исполнении он не выглядит героически, но оказывается героем. Для кого-то таким образом стал герой из фильма «Бумер», для кого-то – из сериала «Бандитский Петербург». Сложно сказать.
- Для кого-то он герой. Хотя в целом у молодежи сегодня герой если не Шнур, то ему подобные. Но думаю, что сегодня происходят поиски другого героя. Умного человека, за которым тебе было бы интересно следить и наблюдать. Не только следить за игрой его мышц, что тоже увлекательно, но хочется заглянуть ему в душу, увидеть его интеллект, мировоззрение, ощущение. Вот это герой с моей точки зрения.
- Кино будет разное, но должна быть тема, которую режиссер хорошо сможет подать. И все-таки кино возвращается к пониманию, что главным героем должен быть человек.