Читайте также
Евгений Миронов: «Любая роль – это исповедь»
На водном спорткаре или с высоты 140 метров: откуда смотреть московские закаты осенью
«У этого объединения было много противников»

Евгений Герасимов: «Проблема кинематографа — отсутствие достойных сценариев»

Президент международного кинофестиваля «Будем жить» Евгений Герасимов — о новых картинах, уходе режиссеров от «чернухи» и будущем российского кино
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости
- Евгений Владимирович, в августе в Москве прошел XI международный кинофестиваль «Будем жить». Сохранил ли он статус международного в этом году с учетом текущей мировой обстановки?

- Запрос на участие от международных участников был большой – французы, итальянцы, канадцы, болгары, поляки, но сегодняшняя ситуация не позволила им приехать. Тем не менее на фестивале были представители Израиля, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана. В короткометражном конкурсе участвовал американский актер и продюсер Стивен Мэй, который отметил, что фестивали должны быть без границ и нельзя ставить стену между культурами разных стран. 

Фестиваль «Будем жить» возник после того, как ко мне обратились молодые кинематографисты, которые жаловались на то, что их дипломные, дебютные картины негде показывать. В результате нет движения вперед. Когда на первом кинофестивале мы показали картины в большом шатре, установленном на площади Революции, люди смотрели дебютные работы российских режиссеров и удивлялись, что в стране есть свое интересное кино. 

- В категории полнометражного кино 4 награды, включая Гран-при, взяла картина «Подельники» Евгения Григорьева. Одну из главных ролей сыграл Павел Деревянко, получивший приз за лучшую мужскую роль. Довольно контрастно на фоне белоснежной уральской зимы смотрится суровость бандитских законов села. Почему именно этот фильм стал фаворитом?

- Картина в целом состоялась. Играет природа, артисты, драматургия. С моей точки зрения и по мнению жюри Деревянко в фильме был не такой, как везде, он раскрылся по-другому. И проблемы, затронутые в этом фильме, интересны не только профессионалам, но главное – зрителям. Не случайно мы отметили работу художника картины, режиссера и оператора. Также замечательная операторская работа, как и режиссура, была в картине «Белый кит» Татьяны Федоровской. Среди главных ролей мне понравился артист из фильма «Дорога в Эдем», как и сама картина.

Сегодняшний кинематограф интересен тем, что вся страна стала большой киноплощадкой. И режиссеры, и артисты с большим удовольствием едут сниматься в разные округа нашей родины. Кинематография в других регионах активно развивается, молодые люди хотят учиться, и главы регионов это поддерживают. В Москве интерес к режиссуре необычайно велик. Практически в каждой школе сегодня существуют киноклубы, ребята увлекаются обучением съемки, стала популярна мультипликация. 

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости
- Насколько сложно сегодня продвигать свои проекты молодым режиссерам? Какие трудности приходится преодолевать?

- Сегодня огромная поддержка со стороны государства, молодые кинематографисты получают гранты в Министерстве культуры – приноси тему. Особенно известным и любимым стал грант, в котором одним из основных героев картины является город Москва. Раньше со съемками в столице были трудности – невозможно было снимать, организовывать площадки, оформлять проезд группы. Для этого ездили в Белоруссию и в другие регионы, а потом в процессе монтажа ставили на фоне Кремль – и вроде бы Москва. Кинематографисту нужно было собрать более 30 подписей, чтобы в каком-то месте столицы снимать кино. Сегодня организована кинокомиссия по принципу «службы одного окна»: кинематографист расписывает карту своих съемок в Москве и отдает заявку в «Москино». Представители организации договариваются со всеми службами и учреждениями – пожарные, МВД, скорая помощь, окружная управа – и сопровождают на съемках.

- Почему тогда случаются ситуации, как, например, в августе этого года: продюсер сериала «Чикатило» получил 5,5 года колонии по делу о взятках за перекрытие дорог в Москве для съемок?

- Значит дурак. Человек не обратился в «Москино» и решил, что сделает это самостоятельно другим путем. Москва предоставляет возможности оформить все легально, но человек сам кузнец своего счастья.

- Как сегодня выглядит портрет молодого режиссера? Кто эти люди?

- Возраст очень разный. На фестивали подают работы как начинающие режиссеры, закончившие профильный вуз, так и непрофессионалы, иногда совсем молодые люди после школы. Хотя есть и те, кто приходит, получив второе образование, уже после 30–40 лет, но их меньше.  

Александр Авилов / Агентство «Москва»
Александр Авилов / Агентство «Москва»
- В Госдуме еще в марте высказывали идеи насчет замены ушедшего американского кино китайским, индийским, южнокорейским, казахским. Делается ли что-то для продвижения этого кино в сетях российских кинотеатров и пойдет ли на него зритель?

- Свято место пусто не бывает, но думаю, что надо снимать свое кино. Хотя есть шикарное корейское и китайское кино с точки зрения зрелищности и смысла, есть почитатели индийского кино. Это решать зрителям. Кинематограф развивается и в бывших союзных республиках – Киргизия, Таджикистан, Казахстан, есть совместные проекты съемок России с Ираном, надо пробовать показывать это кино.

- А российские кинотеатры готовы это показывать? В Москве уже полгода кинозалы пустуют.

- Значит, прокатчики считают, что пока не получили такое кино, которое привлечет зрителей. Это должны решать профессионалы. Может быть, они ждут, что смогут показывать зарубежное кино обходными путями. Потому что доход теряют не только наши кинотеатры, но и другая сторона.

- Почему в широкий прокат не выходят картины победителей кинофестивалей?

- Думаю, что будут показывать. Время выхода определяют создатели картины и прокатчики.

- Насколько важно сейчас делать кино быстро? Раньше Гайдай мог снять комедию, над которой смеялись десятилетиями, смеются до сих пор. Реально ли сейчас снять фильм, который будет актуален через 10-20-30 лет?

- Основная проблема в сегодняшнем кинематографе – отсутствие достойных литературных сценариев. Вот вы про Гайдая сказали – у него в картине каждое слово, каждая фраза играет, запоминается. Сейчас я читаю огромное количество сценариев – не запомнишь ни одного слова. Слава богу, что мы сейчас ушли от откровенной «чернухи», которая в 2000-х гг. заполонила наш кинематограф. Сейчас кино развивается, находится тема, которая тебя держит. Вернулись к личности, к человеку, про которого рассказывают, чего тоже не было в последние годы.

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Приятно, что и молодые режиссеры стали по-другому к этому относиться. Когда фестиваль только организовывался, ребята приходили и говорили: мы хотим жанровое кино снимать, разное. Потому что в вузах стали учить, как снимать «чернуху», чтобы отправить ее на зарубежный фестиваль и получить приз. В итоге получается штампованное кино с убийствами и ограблениями, с одинаковыми героями. Иногда переключаешь канал и кажется, что смотришь продолжение того же фильма, который смотрел на другом канале, – те же лица, сюжеты. 

- Если в начале 2000-х было больше грязного, темного кино, стало ли сейчас больше светлого, духовного?

- Сейчас разное. Есть понимание, про что снять картину, а не просто показать, как все плохо, как низко пал человек. Можно выбрать кино по душе и пойти именно на него. Причем зритель стал разновозрастный: например, пожилые люди ходят на молодежное кино. Возникает интерес к комедийному жанру. Конечно, современных Гайдая, Данелии или Рязанова у нас пока нет, но появляются ребята, обладающие неплохим чувством юмора.

- За последние годы мир пересел на сериалы, чему способствовали пандемия и онлайн-кинотеатры. Насколько сложно сейчас полнометражным фильмам конкурировать с сериалами? Проигрывают или нет?

- Пока все-таки проигрывают, сериалы более востребованы. Преодолеть это можно талантливыми сценариями. Зато определенный бум переживает театр (Евгений Герасимов – худрук «Театра Луны». – Прим. «Ведомости.Город»). Люди хотят выходить из дома и получать определенную духовную поддержку, которую не находят в кино. В Москве каждый театр имеет свое лицо и жанр, поэтому у зрителя всегда есть возможность выбрать театр или спектакль по своему вкусу.

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»
Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»
- Есть ли сегодня герой нашего времени? Например, молодое поколение пересматривает фильм «Москва слезам не верит» и удивляется, как главный герой Гоша (он же Гога, он же Жора) мог покорить Екатерину и завоевать сердца многих женщин страны? Современное поколение воспринимает его как несостоятельного мужчину, который мало зарабатывает, живет в коммуналке, к тому же хам и бесцеремонен. То есть ценности и образ «героя» уже расходятся.

- Конечно, время поменялось. Герой есть, но для каждого он свой. Для вас кто герой времени?

- Сложно выделить. В последнее время в СМИ активно возводили на эту роль Данилу Багрова (актер Сергей Бодров) из фильма «Брат».

- Возвели, согласен. В его исполнении он не выглядит героически, но оказывается героем. Для кого-то таким образом стал герой из фильма «Бумер», для кого-то – из сериала «Бандитский Петербург». Сложно сказать.

- Это все фильмы из начала 2000-х гг. А если взять последнее десятилетие, например фильм «Духлесс»? Там показан топ-менеджер в районе 30 лет, который хорошо зарабатывает, живет в пентхаусе и тратит деньги на гламурные тусовки, но начинает переосмыслять свою жизнь и ценности. Может ли он претендовать на роль героя нашего времени?

- Для кого-то он герой. Хотя в целом у молодежи сегодня герой если не Шнур, то ему подобные. Но думаю, что сегодня происходят поиски другого героя. Умного человека, за которым тебе было бы интересно следить и наблюдать. Не только следить за игрой его мышц, что тоже увлекательно, но хочется заглянуть ему в душу, увидеть его интеллект, мировоззрение, ощущение. Вот это герой с моей точки зрения.

- Какое кино мы будем смотреть в ближайший год в Москве?

- Кино будет разное, но должна быть тема, которую режиссер хорошо сможет подать. И все-таки кино возвращается к пониманию, что главным героем должен быть человек.

Самое популярное
Культурный город
Стругацкие в МТЮЗе, постановка «Квартета И» и другие театральные премьеры зимы
Потенциальные хиты из новинок репертуара столичных театров
Горожане
Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор»
Звезда «Мастера и Маргариты» и «Первого номера» о своей актерской карьере, уроках Фоменко и Москве Булгакова
Наш город
Идем на экспорт: какая продукция компаний Москвы пользуется спросом за рубежом
При поддержке столицы экспортеры презентовали свои товары в 19 странах
Наш город
Хаб поможет: как Москва развивает молодежное предпринимательство
Поддержку города получают более 32 000 человек, которые запустили свыше 1000 проектов
Наш город
Билет на все случаи: по картам «Тройка» в Москве совершено почти 20 млрд поездок
С 2013 года в столице было продано 52 млн проездных
Наш город
Для образования и досуга: какие соцобъекты строятся в Москве за счет инвесторов
За последние пять лет в столице возвели более 400 новых школ, детских садов, поликлиник и т. д.
Культурный город
Вместе с искусством: в 2024 году москвичи провели 20 000 культурных мероприятий
В электронный каталог на mos.ru входят свыше 1500 площадок в библиотеках, музеях и других учреждениях
Свободное время
Мастер-класс от чемпионов: в «Лужниках» пройдет фестиваль школьного спорта
Участники смогут покататься на лыжах и потренироваться с олимпийскими чемпионами
Наш город
Медицина настоящего: медучреждения Москвы получили 24 800 единиц оборудования
Сергей Собянин рассказал об обновлении в больницах и поликлиниках столицы
Наш город
Торговля круглый год: почему ярмарки в Москве пользуются популярностью
В 2024 году их посетило 8,5 млн покупателей, а объем реализованной продукции вырос на 37%
Наш город
В январе индустрия гостеприимства стала драйвером развития экономики Москвы
В новогодние каникулы за счет туристов бюджет столицы пополнился на 18,7 млрд рублей
Наш город
Видеоигры, мода, кино: как Москва развивает креативные индустрии
В 2024 году горожане продолжили реализовывать новые проекты и международные контракты
Городская недвижимость
Цимайло и Ляшенко: «Современный человек хочет отличаться от остальных»
Известные архитекторы ‒ о современном облике Москвы и поиске оригинальности
Наш город
Вкусы столицы: выручка ресторанов Москвы в праздники выросла на 20%
В мэрии подвели итоги кулинарных фестивалей за прошлый год
Наш город
Евгений Козлов: 2024 год в Москве стал рекордным по числу туристов из регионов РФ
Количество путешественников из-за рубежа выросло на 19%