Читайте также
«Надо перестать смотреть на Европу как на эталон»
Искусство в новых реалиях. Как столичные музеи меняют концепции выставок
«Живу в Москве как в Риме». Влад Лисовец — о том, как организовал себе европейский образ жизни

Зельфира Трегулова: «Сегодня переизбыток людей в театрах, концертных залах и музеях»

Интервью с генеральным директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

В столичных музеях наблюдается всплеск посещаемости. За 10 праздничных майских дней Третьяковскую галерею посетило более 76 000 человек. «Ведомости. Город» поговорил с генеральным директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой о том, чем может удивить музей сегодня, как пандемия научила работать без привозных зарубежных выставок и почему «культура отмены» не может распространяться на русское искусство за рубежом.

– Зельфира Исмаиловна, что для музеев стало более серьезным вызовом: пандемия или санкции?

– Это разные вещи, хотя и то и другое означало очень серьезные, иногда кардинальные изменения планов. Мы, как и многие российские и мировые музеи, работаем с горизонтом планирования до трех лет, но еще в 2020 г. он сократился до одного месяца. Пандемия научила, как быстро собраться и перестроиться. И главное, сделать так, чтобы перестроился весь огромный коллектив (в Третьяковской галерее работает 1500 человек). Мы не знали, закроют ли музей, введут ли QR-коды и сколько процентов посетителей сможем принять: 30, 50, 70%.

Сейчас этот опыт серьезно помогает, пришлось передумать всю выставочную программу в России и за рубежом. Иностранные партнеры стали присылать письма, что в силу сложившихся обстоятельств они вынуждены отменить проведение выставок на площадке Третьяковской галереи в эти сроки. Но в каждом письме выражали надежду на возобновление совместной работы, как только все закончится. Таким же образом мы стали получать письма о невозможности реализации проектов из собрания Третьяковской галереи за рубежом. А портфель таких проектов был очень серьезный.

– Какие проекты были отменены?

– Масштабная выставка современного искусства Индии, которую мы планировали открыть 27 мая. Из-за отсутствия логистических возможностей и удорожания транспортировки в 3 раза оказалось невозможным перевезти порядка 300 работ, включая скульптуры, живопись, инсталляции. Также отменилась выставка финского художника Галлен-Каллелы в рамках сотрудничества с музеем «Атенеум» в Хельсинки. И выставка «Русская нить. Искусство и мода», которую мы планировали открыть в декабре этого года с участием 35 мировых музеев, включая Музей костюма Киото и исторические коллекции ведущих модных домов Европы.

– Многие представители музеев говорят, что последствия санкций для них – боль.

– Да, это очень драматично, но давайте будем более точны с терминологией: конкретные санкции касаются ввоза предметов роскоши и антиквариата для продажи. Никто не издавал постановлений о том, что нельзя перемещать произведения искусства. Это ситуация, при которой западные музеи не видят для себя возможности участия в выставках в России, а у нас нет возможности по понятным причинам участвовать в зарубежных выставках.

При этом все выставки, которые находились за рубежом, сейчас возвращаются. Да, у нас был один серьезный прецедент задержания трех фургонов с экспонатами более десятка российских музеев в Финляндии (в начале апреля 2022 г. на таможне были задержаны российские предметы искусства на сумму более 42 млн евро, включая экспонаты из Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа и др. – «Ведомости. Город»). Но это действия определенных офицеров таможенных служб, на которые было достаточно быстро получено разъяснение Еврокомиссии, что художественные произведения из собрания музеев России не являются предметами, попадающими под санкции.

– То есть роль здесь сыграл исключительно человеческий фактор?

– Что было в тот момент в голове у таможенного офицера, остановившего груз, сказать сложно. Эту фамилию я теперь запомню на всю жизнь – несколько дней все, включая музеи, Минкульт, правительство и наше посольство в Финляндии, круглосуточно проводили на телефоне в попытке предпринять правильные действия, которые бы помогли экспонатам благополучно пересечь границу РФ.

Максим Стулов / Ведомости
– Сейчас все экспонаты Третьяковской галереи находятся в музее?

– Нет, у нас остались экспонаты на одной выставке с участием ряда российских и европейских музеев. Их меньше десятка. Конкретно называть не буду, потому что муссирование этого вопроса мешает спокойному процессу организации возврата этих вещей. Это я могу сказать точно, очень сложно хладнокровно действовать в состоянии стресса, подогретого броскими публикациями.

– Как к русскому искусству сегодня относятся за рубежом? СМИ сообщали о случаях, когда переименовали картину французского импрессиониста Эдгара Дега, а в польских филармониях запретили музыку Чайковского и Шостаковича.

– Давайте посмотрим, что происходило в последние месяцы в Европе на тех выставках, которые продолжали экспонироваться после начала спецоперации и сейчас вернулись. Мы не знаем ни одного факта негативного отношения к тому, что было показано. Более того, эти выставки пользовались огромным успехом, в частности выставка в парижском Fondation Louis Vuitton из собрания Морозовых, о которой так много писали. В числе произведений русского искусства там были представлены работы Врубеля, Серова, Коровина и др.

– Что вы чувствуете, когда русское искусство запрещается?

– Думаю, что мы все испытываем одинаковые чувства – это нелепость и глупость. Но что бы ни делалось, я абсолютно уверена, что русская культура и русское искусство – это неотъемлемая часть духовного багажа любого жителя Земли. Поэтому я думаю, что оперы Чайковского будут ставиться, произведения Рахманинова и Стравинского будут исполняться и в какой-то момент в Европе и в мире вернутся к показу русского искусства.

Андрей Гордеев / Ведомости
– Как вы сегодня меняете программы?

– В первую очередь сейчас надо заниматься продвижением собственных коллекций, созданием выставок на основе наших собраний, Эрмитажа, Пушкинского, Исторического музеев, чьи коллекции исчисляются миллионами единиц хранения. Придумываем тематические выставки: например, «Лики модерна», которую мы открыли 14 апреля в том же пространстве и ровно в тот день, когда должны были открыть отмененную зарубежную выставку Галлен-Каллелы. В чем-то даже вопреки и назло обстоятельствам.

Сейчас мы готовим проект «Моя Третьяковка» на осень – зиму и весну следующего года. Точкой отсчета стал сайт, который мы запустили в феврале 2021 г., где представлено несколько тысяч произведений из собрания Третьяковской галереи. Размеры спонсорских средств для организации выставок сегодня гораздо более ограниченны, чем были даже в прошлые два года, потому что бизнес-структуры, которые нам традиционно помогали, тоже испытывают определенные трудности. Поэтому у выставки будет две серии: сначала мы покажем один вариант, а потом в этом же пространстве другой вариант. В других пространствах на Крымском Валу мы откроем выставку, посвященную русским балетным сезонам С. П. Дягилева, включая серьезную коллекцию костюмов, которую мы недавно приобрели и ранее не показывали.

– Москва на майские праздники стала лидером по количеству туристов, приняв 1,6 млн человек и обогнав курорты Черноморского побережья. Был ли наплыв посетителей в Третьяковке?

– Конечно, за 10 праздничных дней музей посетило более 76 000 человек. Это в 2–2,5 раза больше, чем в обычные дни. При этом люди пришли в пространство, где не было выставок, «обреченных на успех», таких как, например, выставка Врубеля. Сегодня мы видим драматическое падение посещаемости в кинотеатрах, но переизбыток людей в театрах, концертных залах и музеях. Это внутренняя потребность, людям это необходимо.

Искусство обладает удивительной терапевтической силой. Никто не отменил врачевание души. Люди сегодня находятся в ситуации, когда они окружены огромным количеством фейков во всех смыслах. Не только новостей, но и фейковых отношений и многого другого. Искусство не лжет, оно вступает с тобой в прямой диалог, и это общение иногда дает гораздо больше, чем обязывающее ко многому человеческое общение.

Евгений Разумный / Ведомости
– Кто сегодня ваш посетитель?

– В момент моего прихода в Третьяковку в 2015 г. половина нашей аудитории составлял «третий» возраст. Сейчас мы видим резкое омоложение аудитории. Думаю, сыграло роль огромное количество онлайн-программ, которые мы выкладывали на сайте в период пандемии. Начав с 2,6 млн онлайн-посетителей в 2019 г., мы увеличили аудиторию до 14 млн через год, в 2021 г. – до более 22 млн. Многие говорили, зачем вы это делаете – после пандемии никто не придет в музей, если можно открыть гаджет и все увидеть. Но мы подогрели интерес у тех, кто через виртуальную реальность захотел прикоснуться к оригиналу. Также стало ходить много подростков и детей по Пушкинской карте. С момента ее введения (1 сентября 2021 г. – «Ведомости. Город») нас посетило более 114 000 человек.

– Какие планы на новый музейный комплекс площадью 35 000 кв. м, который строится на Кадашевской набережной?

– Планы открыть его в конце 2024 г. Стройка с учетом импортозамещения –  это достаточно сложный процесс, но каждый раз, когда я подъезжаю к углу Кадашевской набережной и Малого Толмачевского переулка и вижу освобожденный от старых баннеров фасад нового здания Третьяковской галереи, это очень радует. Фасад был перепроектирован в 2013 г., и новый проект сделан архитектором Сергеем Чобаном. Та идея, которая на бумаге некоторым казалась несколько формальной, будучи качественно реализованной, хорошо сработает, когда здание будет закончено.

– Третьяковка активно расширяется. Уже есть филиалы в Самаре, Владивостоке, Калининграде, где картины выставляются даже в кафедральном соборе. 

– Да, в калининградском соборе мы уже несколько лет параллельно с фестивалем органной музыки проводим выставку одной картины и отправляем туда настоящие шедевры. Там был «Московский дворик» Поленова, «Импровизация 7» Василия Кандинского, сейчас мы отправляем туда портрет сестер Гагариных работы Владимира Боровиковского из собрания искусства XVIII в.

Соединение музыки и искусств – это также наше ноу-хау. Одно дело играть в традиционном концертном зале, другое – играть, например, в зале 16 на Крымском Валу, где представлена живопись 1930-х гг., окруженными картинами и находясь на одном уровне со зрителем. Энергетика, которая сгущается в этих залах, – это что-то непередаваемое.

Евгений Разумный / Ведомости
– Чем еще Третьяковка будет удивлять москвичей в этом году?

– Часть проектов с международным участием, которые мы планировали давно, удалось реализовать. Например, выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов» с участием Белоруссии и Армении. Осенью мы открываем выставку русского импрессиониста Игоря Грабаря и свозим на нее работы из региональных музеев.

Сегодня мы остро почувствовали, что должны быть вместе, помогать друг другу. Это особенное чувство солидарности, почти что братство. Перед нами стоят одинаковые проблемы, в решении которых все активно участвуют. Будем реализовывать с отечественными музеями те замыслы, которые раньше опирались на сотрудничество с зарубежными партнерами. Мне кажется, что каждый из нас сейчас готов выдавать коллегам на выставки все, что может ездить и путешествовать.

– Скучаете ли вы по очередям, которые были раньше? 

– С одной стороны, это было свидетельством успеха, с другой – свидетельством серьезных недостатков в приеме посетителей. Когда на конференциях я показывала сделанные с дрона фотографии очереди, которая вилась по заснеженному пространству «Музеона» на выставку Серова, в это было трудно поверить. Но именно тогда мы поняли, что нужно принимать посетителей по сеансам. Комфорт гостей и упорядоченность приема, позволяющая повысить уровень безопасности, гораздо важнее, чем маркетинговый эффект длинного хвоста очереди.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров