Читайте также
«Я из категории «вы же какой-то актер»
Любовь Аксенова: «Я знаю, что значит страх потерять человека»
«Я хочу быть обеспеченным человеком»

Марьяна Спивак: «Зрители думают, что актер в жизни такой же, как на экране»

Актриса Марьяна Спивак рассказала о съемках в сериале «Черное облако» и о том, почему она не доверяет психологам
Личный архив
– В кино в последнее время за вами утвердилось амплуа героини, раздраженной и измученной бытом. В фильме «Нелюбовь» вы играете безразличную мать, которая хочет после развода оставить ребенка с отцом, чтобы тот не мешал ей строить новые отношения. В сериале «Эпидемия» вашей героине в попытках спастись от вируса приходится бежать из Москвы вместе с бывшим мужем и его новой семьей в Карелию и там как-то всем вместе уживаться. Хотя в театре вы играете милосердных и наивных девушек, таких как Корделия в спектакле «Король Лир». Этот резкий переход произошел после выхода фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева?

– Да, после Звягинцева пошло. В российском кино часто любят раздавать амплуа после удачной роли. Мои друзья-актеры даже в шутку прозвали меня «заслуженная стерва Российской Федерации»– мне присылали огромное количество сценариев с предложением сыграть несчастную разведенную стерву с детьми. С одной стороны, это здорово, потому что я в жизни немного другая: играть персонажа, далекого от себя, всегда интереснее. Но я по природе сильный человек, играть лирическую бесхарактерную героиню гораздо скучнее, чем сильную самодостаточную женщину. В какой-то момент я поняла, что есть опасность застрять в одном образе: я уже сыграла похожих по характеру женщин в «Нелюбви» и в «Эпидемии» и нужно из этой роли выходить. 

Кроме того, зрители очень часто думают, что актер в жизни такой же, как на экране, путают экранный образ с реальностью. После выхода фильма «Нелюбовь» мы играли с сыном на детской площадке, дурачились, смеялись, за нами долго наблюдала одна женщина, просто сверлила меня взглядом. Потом подошла ко мне и спросила: «Вам никогда не говорили, что вы похожи на актрису, которая играла в фильме «Нелюбовь»?» Я отвечаю, что нет, никогда не говорили. А она продолжает: «Ну я вот так и поняла – вы нормальная, а вот та стерва, тварь...» – и дальше начинает материть «эту актрису». Я тогда растерялась, не нашлась что ответить, и мы с Гришей сбежали с этой площадки. 

В последнее время я стараюсь экспериментировать, браться за разные роли. В послужном списке появились комедийные истории-сериалы «Жуки» и «Мамонты». Раньше возможностей для «перевоплощения» было больше в театре, чем в кино. Например, в спектакле «Отелло» в «Сатириконе» у меня была целая палитра образов за один спектакль: Дездемона, которая представляется в глазах Отелло то милой девочкой, то роковой женщиной. Это был спектакль, в котором можно было сыграть совершенно разные характеры и жанры – и драму, и комедию. Я любила приглашать на этот спектакль кастинг-директоров и режиссеров, чтобы они посмотрели, что я могу быть разной. К сожалению, сейчас «Отелло» ушел из репертуара театра. 

Личный архив
– Важную роль в вашей театральной карьере сыграл актер и художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. Вы играли с ним в нескольких спектаклях. Расскажите о работе с ним на сцене – как вы настраиваетесь на такого яркого и энергичного партнера?

– Райкин – прекрасный партнер, художественный руководитель и человек. Счастье работать с ним и как с режиссером, и как с актером. На сцене с ним всегда очень хорошая атмосфера, он всегда заряжает всех вокруг своей бесконечной энергией. Что важно: в партнерских репетициях ты ощущаешь себя с ним на равных. Нет каких-то рамок в общении, работе. Мы все сочиняем вместе, помогаем друг другу, он гений, который никогда не перестает удивляться и учиться новому. Мне бы хотелось, конечно, попробовать сыграть с ним в кино. Но он уже давно не снимается принципиально. Хотя ему периодически предлагают, но его жизнь – это театр. 

– В кино и сериалах вы часто играете в детективах и фильмах ужасов. Вам нравятся жанровые фильмы как зрителю?

– Мне разное кино нравится. Я не фанат триллеров и фильмов ужасов, но иногда, бывает, попадается что-то такое жуткое, от чего невозможно оторваться. Я люблю смотреть сериалы на онлайн-платформах. Из историй про маньяков очень понравился сериал «Фишер». Фильмы ужасов я не люблю, боюсь. (Смеется.) Особенно если я одна дома. Начнешь, бывает, смотреть, потом мерещится всякое в темноте, боишься в туалет отойти. Хотя сама я снялась в парочке страшилок. Просто было интересно поработать в этом жанре. Весной, например, я снималась в новом проекте, мистическом триллере «Мы здесь, чтобы вам помочь». Это история про 14-летнего мальчика, который хочет выяснить настоящую причину пожара, в котором погибла его мать. Помогать ему будут двое охотников за привидениями. Я сыграла маму мальчика. У меня был обгоревший грим, жуткий. На площадке мне приходилось много летать на подвесах и тросах. Это интересный профессиональный опыт.

– А верите ли вы в потусторонние силы, в приметы? 

– Да, я верю. Нельзя исключать тот факт, что Вселенная неоднородна и существуют какие-то другие миры или измерения. Я вообще люблю фантастику и убеждена, что не все на свете мы можем объяснить разумом. 

Меня всегда интересовала взаимосвязь мозга и души в человеке. Я верю, что сила человеческой мысли способна как излечить, так и убить. Когда ты выражаешь какую-то сильную эмоцию, ты можешь либо помочь себе, либо просто разрушить себя изнутри. 

Норм Продакшн
– Не эта ли тема заинтересовала вас в сериале «Черное облако»?

– Да, именно. Но кроме того, там очень нетривиальный сюжет, похожий на мозаику. Это был единственный проект на моей памяти, когда я каждую съемочную смену обкладывалась сценарием, перечитывала его много раз. Настолько в нем такая сложная структура, что можно запутаться. Множество флешбэков (художественный прием в кинематографе, показ неких событий в прошлом. – «Ведомости. Город»), разных вариантов развития события, а с каждой серией добавляются новые сюжетные подробности. Для меня самой это было настоящее исследование. 

– Как проходили съемки, в какой последовательности, учитывая сложность сценария?

– Трудно сказать: снимали все вперемешку. Мы все, включая режиссера Карена Оганесяна, постоянно сверялись со сценарием. Автор сценария Даша Грацевич все время находилась на съемочной площадке и старалась нам объяснять, что происходит, если мы путались. Можете смеяться, но я до сих пор не все поняла. После выхода первой серии друзья меня спрашивают, что будет дальше. А я честно отвечаю, что сама не знаю. Да, я читала сценарий, снималась в этом проекте, но сейчас я смотрю на готовый продукт, как это все смонтировано, собрано, и мне дико интересно как зрителю. Такого сюжета я еще не видела в кино. 

– В «Черном облаке» вы вновь после «Нелюбви» и хоррора «Яга. Кошмар темного леса» играете в дуэте с актером Алексеем Розиным. Это совпадение или нет?

– Совпадение, конечно. Пробы были с разными артистами, но Карену показалось, что мы подойдем лучше. Я очень рада, что так сложилось. Мы сами с Лешей смеемся. Он прекрасный, нам очень комфортно работать вместе. Многие скептически относятся к нашему тандему после «Нелюбви». Но мне кажется, в «Черном облаке» у нас получилась совсем другая пара, другие отношения. Это же как в театре – тебя совершенно не смущает, что сегодня ты играл с одним партнером любовь, а завтра ты его же ненавидишь. Разные персонажи, разные истории. 

– Одна из важных тем «Черного облака» – конфликт поколений. Вас волнует это в жизни или профессии сегодня?

– Мне кажется, каждое поколение не понимает предыдущее. Иногда разница в возрасте может быть два-три года, а все равно чувствуется разрыв: на других песнях растешь и уже все – «вот в наше время такого не было». (Смеется.) Но так как артист всегда остается ребенком внутри, то в профессиональной сфере проще возрастную границу стереть. В жизни, конечно, часто бывает так, что все комплексы и проблемы человека связаны с тем, как в детстве складывались его отношения с родителями. Были ли в них понимание и любовь. 

Норм Продакшн
– В «Черном облаке» часто подчеркивается, что родители виновны в травмах своих детей.

– Не только родители, а вообще социум, который навязывает нам свои стандарты и диктует, что правильно, а что нет. А у тебя есть свое понимание того, как нужно жить. 

Рабочее название сериала было «Почему ты такая злая?». И мы пытались исследовать эту проблему – а почему главная героиня, подросток Оля, вот такая злая? Ей по-человечески трудно справиться с предательством, плохим отношением к себе. Тут не только родители, тут что-то большее, что и вырастает в это самое «Облако», которое разрывает ее изнутри. 

– В этом смысле интересен герой Филиппа Янковского – психолог, который пытается все объяснить, но при этом как будто делает только хуже...

– Согласна. У меня, например, очень настороженное отношение к психотерапии. Я никогда не обращалась сама к психологу, хотя меня очень активно туда все посылают, но я пока не могу переступить через себя, потому что у меня есть недоверие к чужому человеку. Кроме того, я уверена, что у психологов тоже есть свои проблемы, а при этом они, как специалисты, должны хорошо все понимать и уметь и с собой договориться, и со своими пациентами. Это сложный конфликт. Как мы видим в «Черном облаке», часто это люди со своими заморочками. Имеет ли герой Янковского право лечить или ему самому хорошо бы полечиться?

– Не проводили никогда аналогии между психологом и актером? 

– Конечно, актер должен быть психологом, чтобы разбираться в своей роли. В театральном институте нас учили, что актер – это губка, которая впитывает все вокруг, любые эмоциональные реакции. Я сама прошла через это. Когда у тебя умирает близкий человек, ты, как профессионал, начинаешь наблюдать за собой, замечать, как ты реагируешь, запоминать, в каком состоянии ты находишься, чтобы потом использовать это в работе. На самом деле это ужасно. Стоишь на кладбище, а сам наблюдаешь за собой, как ты себя ведешь, как это можно будет потом сыграть. Актеры всегда все контролируют, следят за людьми, за собой. Такая профессия, ничего с этим не сделаешь. 

– Не могу не спросить – известно ли что-нибудь о третьем сезоне «Эпидемии»?

– Честно говоря, не знаю. Планы были, конечно, но сейчас, когда Netflix ушел из России, никаких перспектив по этому поводу я не вижу. Думаю, эту историю можно считать законченной, впрочем, это не мне решать.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров