Сила в движении: как автопроизводители преодолевают кризис на рынке авто
Компании предлагают новые решения и высокий уровень локализации производстваВ России продолжается кризис на рынке легковых автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», за июнь 2025 г. было реализовано чуть больше 90 000 новых легковых автомобилей, что на 27,6% меньше, чем в июне прошлого года. Траты россиян на машины в том же месяце сократились год к году на 21,7% до 288 млрд руб., говорилось в совместном исследовании ООО «Газпромбанк Автолизинг» и «Автостата».
По данным «Автостата», в июне 2025 г. на российском рынке больше всего было продано автомобилей отечественной марки LADA, на долю которой пришлось около 27% – 24 165 проданных экземпляров. Больше всего иномарок в марте реализовал Haval – 9172 единицы. На третьей строчке находится Chery (8858 шт.), за которым идут еще два «китайца» – Changan (6388 шт.) и Geely (6165 шт.). Далее расположились белорусский Belgee (4074 машины), Jetour (3138 шт.), российский бренд Solaris (2201 шт.) и Omoda (1974 шт.). Замыкает топ-10 по итогам марта «китаец» GAC (1845 шт.). Чуть ниже расположился еще один представитель отечественного автопрома «Москвич» с показателем в 1100 автомобилей, что на 4% больше, чем в том же месяце прошлого года, отмечала пресс-служба автопроизводителя.
«Китайцы» уходят
На снижение спроса резко отреагировали дилеры многочисленных брендов китайских авто. Из-за потери инвесторов в январе – июне 2025 г. закрылись свыше 360 китайских автосалонов в России, что в три раза больше, чем годом ранее, говорится в результатах исследования компании «Газпромбанк автолизинг» и журнала «АвтоБизнесРевю». Основной причиной негативной динамики аналитики называют не самый ликвидный модельный ряд, невысокие доходы дилера на одной сделке и низкие продажи в пересчете на салон. Дилеры считают, что в 2025 г. с рынка могут уйти до 10 китайских брендов, писал «Коммерсантъ».
Такая ситуация возникла из-за высокой ключевой ставки, повышенного спроса в прошлом году до увеличения утильсбора и ожидания автолюбителями возвращения в Россию зарубежных автогигантов, пояснил директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, чтобы поддержать спрос, многие дилеры субсидируют выгодные кредиты до 10% и предоставляют скидки, однако интерес покупателей все равно остается низким.
Кризис на рынке, особенно среди китайских брендов, был также вызван избыточным предложением и неправильной оценкой спроса, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. В стратегическом плане повышение утилизационного сбора сделает импорт автомобилей в Россию непомерно дорогим, что приведет к уходу с рынка тех, кто отказывается от локализации в России, говорит автоэксперт. «Все, кто не локализует производства и, соответственно, не будет получать возврат утильсбора, уйдут, так как они будут далеко не конкурентны в цене по сравнению с другими, кто успел это сделать», ‒ объяснил вице-президент Национального автомобильного союза. Суммарно по итогам этого года автомобильный рынок может упасть на 20% до 1,2 млн проданных машин, прогнозировал в апреле коммерческий директор «Авто.ру» Даниил Шкурыгин.
В ручном режиме
Несмотря на ослабление спроса на легковые автомобили, российский автопром продолжает развиваться. В 2024 г. производство легковых автомобилей увеличилось на 39% и составило 756 000 шт., следует из данных Росстата. В том числе увеличилось производство автокомпонентов. По оценкам аналитиков, за прошлый год количество инвестпроектов в автотранспортном секторе выросло на 63,3%, общая сумма денежных инвестиций составила 192,6 млрд руб., писали «Известия». Чаще всего бизнес инвестировал в производство расходных материалов для транспорта, рулевых механизмов, коробок передач, трансмиссий, тормозов, двигателей, колесных дисков, а также автоэлектрики для повышения локализации производства автомобилей. Сейчас уже примерно 330 критических автокомпонентов производится в России, которые раньше только импортировали, заявлял в интервью «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов.
В 2022 г. Минпромторг определил 14 площадок, на которых планировалось возобновить выпуск автомобилей после ухода международных партнеров, 11 из которых уже запустили. Одной из них стала бывшая площадка Renault, где в конце 2022 г. началось производство автомобилей «Москвич 3» и электромобилей «Москвич 3е». В прошлом году автопроизводитель повысил локализацию производства в 18 раз, рассказали в пресс-службе завода «Москвич»: теперь при сборке используется свыше 900 российских комплектующих вместо прежних 50, доля сварных точек увеличилась с 30 до 75%, число деталей – с 49 до 231, а парк роботов вырос с 40 до более 100 единиц. Предприятие полностью заменило антикоррозийные и лакокрасочные материалы на отечественные, что позволило улучшить геометрию, коррозионную стойкость и качество окраски модели «Москвич 3», добавили в пресс-службе. По данным завода, объем инвестиций для локализации производства в настоящий момент составил более 6 млрд руб.
В условиях снижения спроса автопроизводители ищут новые ниши для потенциального развития. Например, некоторые российские марки для расширения рынка и выполнения социального запроса запустили конвейерное производство автомобилей с ручным управлением. О запуске уже сообщили АвтоВАЗ и «Москвич». Устройство ручного управления в таких машинах дублирует штатные педали акселератора и тормоза, подключаясь к ним через дополнительный приводной механизм. Ускорение и замедление автомобиля осуществляются при помощи компактной рукоятки, интегрированной в салон без вмешательства в базовые системы. Стандартные педали полностью сохраняют функциональность, что позволяет пользоваться автомобилем без необходимости ручного привода, тем самым расширяя аудиторию автовладельцев, пояснили в пресс-службе «Москвича».
Спрос на автомобили с ручным управлением имеет глубокие исторические корни, начиная с послевоенного периода, когда были разработаны первые специальные авто для людей с инвалидностью, рассказал сопредседатель Союза потребителей России Кирилл Янков. «После Великой Отечественной войны сначала была сделана мотоколяска для инвалидов, потом – специальный автомобиль, затем выпустили автомобиль «Ока» с ручным управлением. Часть инвалидов бесплатно обеспечивали машинами, другая часть покупала их себе сама», – отметил эксперт.
Удалов из «Автостата» считает, что автомобили с ручным управлением будут выпускаться под запрос социальных фондов для нужд людей с ограничениями здоровья. «На свободный рынок такие автомобили тоже могут выводить некоторые дилеры, но массовой продажа авто с ручным управлением вряд ли будет», – пояснил он. Многократный чемпион России по баскетболу на колясках Станислав Бураков уверен, что конвейерный выпуск автомобилей на ручном управлении позволит людям с инвалидностью избежать дополнительных затрат и временных задержек из-за необходимости установки спецоборудования. «Тут даже дело не совсем в цене, а именно во времени, которое тратится, когда человек остается без автомобиля», – подчеркнул он.
По словам Буракова, для людей с ограниченными возможностями с коляской более всего подходят седаны и кроссоверы с удобной посадкой, так как не все способны влезть в автомобиль с большим клиренсом. При этом люди, которые ездят на машинах, быстро приспосабливаются и не испытывают сильных сложностей, чтобы убирать коляску, пояснил спортсмен. «Также есть специальные механизмы, которые устанавливают на крыше автомобиля или в багажнике, предназначенные для облегчения этого процесса, однако такие решения, к сожалению, остаются достаточно дорогими. И не все могут себе это позволить», – добавил он.
Основным заказчиком на автомобили «Москвич 3» с системой ручного управления выступает фонд поддержки участников спецоперации «Защитники Отечества». Завод также прорабатывает дополнительные каналы продаж, пояснили в пресс-службе автопроизводителя. «В настоящее время завод «Москвич» рассматривает проекты, связанные с обеспечением равных возможностей, как перспективные и приоритетные, свидетельствующие о социально значимой направленности автомобильного бизнеса. Таким проектом является «Москвич 3» на ручном управлении – «автомобиль без границ», созданный для ветеранов спецоперации, чтобы быстро адаптировались к мирной жизни, а также для лиц с ограниченными возможностями в целях обеспечения мобильности, независимости и самостоятельности», – отметила директор по взаимодействию с госорганами и корпоративным связям завода «Москвич» Татьяна Редько. По ее мнению, проект выполнен командой МАЗ «Москвич» с искренней заботой о ветеранах и всех людях, нуждающихся в дополнительной поддержке.
«Москвич 3» с ручным управлением, так же как и стандартная модель, производится с высокой степенью локализации по технологии мелкоузловой сборки, включая сварку и окраску, и адаптирован к условиям эксплуатации в России, добавила Редько.
На электрической тяге
На фоне общего спада спроса на легковые автомобили с двигателем внутреннего сгорания россияне с каждым годом все больше выбирают электромобили. По итогам прошлого года в России было реализовано рекордное количество новых электрокаров – 17 805, говорится в отчете «Автостата». Этот показатель более чем на четверть превосходит уровень 2023 г. Второй год подряд рынок возглавляет неофициально поставляемый Zeekr: за 2024-й г. продано 7623 электромобиля – 43% всех продаж. Следом идут отечественные «Москвич» и Evolute: 1796 шт. и 1226 шт. соответственно.
Завод «Москвич» планирует продолжать дальнейшее производство электромобиля с высокой степенью локализации: отечественные батареи, кузовные панели, силовая электроника, тормозные системы и другие узлы. Параллельно создается собственная модульная платформа, сообщалось на сайте mos.ru со ссылкой на информацию мэра столицы Сергея Собянина.
В связи с популярностью электрокаров постепенно улучшается и инфраструктура. С февраля 2022 г. по февраль 2025 г., по данным компании Atomobility, количество зарядных станций возросло в шесть раз, достигнув 8185 шт. Несмотря на этот прогресс, на одну станцию в среднем приходится около семи электромобилей, учитывая, что парк электромобилей в России на начало 2025 г. достиг 60 000 машин. Поэтому в крупных городах продолжают развитие соответствующей инфраструктуры. Например, в Москве к 2030 г. планируют установить до 30 000 зарядных станций для электротранспорта.