Винченцо Трани: «Мы ведем переговоры о покупке другого каршерингового сервиса»

Основатель «Делимобиля» – о перспективах сервисов каршеринга и главных вызовах будущего
Пресс-служба «Делимобиля»
Пресс-служба «Делимобиля»

Рынок услуг каршеринга в стране, по прогнозам группы компаний Б1, к 2028 г. может достичь 235 млрд руб. Это не предел, поскольку краткосрочная аренда автомобилей постепенно выходит в смежные сферы, отмечает основатель «Делимобиля» Винченцо Трани. Бизнесмен рассказал об основных направлениях диверсификации доходов операторов каршеринга, перспективах появления сервисов в регионах и особенностях работы в новых экономических условиях.

«Основной потенциал сосредоточен в регионах»

– Как изменился рынок каршеринга в России за последние годы? Какие ключевые тенденции вы бы отметили сегодня?

– Рынок сейчас активно растет. Люди стали пользоваться нашим сервисом намного чаще, они ездят дольше и дальше.

Если говорить о трендах, то я бы выделил несколько. Главный – развитие новых городов. Наш сервис присутствует в 16 городах, и мы видим возможности для дальнейшего расширения. Конечно, в Москве еще есть пространство для роста, но именно в регионах заметен колоссальный потенциал. Проникновение каршеринга в регионах открывает огромные возможности для развития.

С самого начала мы не рассматривали Москву как единственную точку роста: сервис создавался для всей страны. Основной потенциал для рынка сосредоточен в городах с населением более 250 000 человек и высоким спросом на транспорт. Отмечу также, что перспективы появления каршеринга в небольших городах тоже есть. Но всё зависит от соответствующей инфраструктуры, в том числе и от обеспеченности парковками, платежеспособности населения и общей ситуации на рынке.

Ещё один тренд – обновление парка автомобилей: пользователи хотят большего, поэтому мы видим, как растет сегмент комфорт-класса. Также за счет увеличения парка сервис становится удобнее. Клиенту теперь проще найти машину рядом с домом. Сами пользователи стали более требовательными к качеству сервиса, скорости реакции и удобству аренды. Люди все больше ценят предсказуемость расходов и возможность выбирать авто под свои нужды.

Развиваются новые направления, особенно укрепились корпоративный сегмент и аренда грузовых машин. По нашим данным, только за первые шесть месяцев 2025 г. количество компаний, использующих каршеринг для рабочих задач, увеличилось в полтора раза. Особенно популярна услуга выделенного парка, когда компании берут машины в долгосрочную аренду. Бизнес привлекают включенное обслуживание и страховка. Это позволяет сократить капитальные расходы и повысить гибкость. Аренда грузовых автомобилей тоже растет – на 80% за год. Безусловно, рынок продолжит расти, причем уверенными темпами.

– Компании осваивают дополнительные источники дохода: продажу подержанных машин, рекламу, техобслуживание. Можно ли сказать, что рынок уже выходит за рамки классического каршеринга?

– Основная бизнес-модель каршеринговых компаний остается прежней – это плата пользователей за аренду автомобиля. Однако рынок в России активно меняется, каршеринг теперь развивается как комплексный сервис, где разные направления дополняют друг друга. Это стратегическая необходимость, вызванная стремлением к диверсификации доходов, повышению рентабельности и созданию единой целостной системы услуг.

Продажа подержанных автомобилей превратилась в значимый источник денежных средств. И мы постоянно ищем новые способы развивать это направление. Например, запустили новый тариф – долгосрочную аренду авто с последующим выкупом. Потребности людей меняются, и мы видим, что они хотят больше, чем просто краткосрочную аренду.

Параллельно для поддержания работы растущего автопарка и обеспечения бесперебойного сервиса операторы развивают собственную инфраструктуру. Речь идет о запуске собственных станций технического обслуживания, оказывающих полный цикл услуг: от диагностики до ремонта.

Реклама на автомобилях также подтвердила свою эффективность как действенный источник дохода, и мы видим значительный потенциал для ее развития.

«Конкуренция очень здоровая»

– Сегодня рынок в России фактически делят «Делимобиль», «Яндекс.Драйв» и «Ситидрайв». Как вы оцениваете динамику конкуренции? Возможно ли появление новых игроков или, наоборот, отрасль ждет консолидация?

– Сейчас на рынке каршеринга не три и даже не четыре компании, как многие думают, а гораздо больше. В регионах активно развиваются местные сервисы. Конкуренция очень здоровая. Она заставляет нас работать лучше, постоянно развивать сервис и придумывать что-то новое.

Появиться новым игрокам с нуля сложно, особенно на федеральном уровне. Это дорого и долго. Поэтому я уверен, что дальше будет только консолидация, а не появление новых компаний.

Наша позиция на рынке уверенная. Мы располагаем крупнейшим парком в стране – это более 30 000 автомобилей, что эквивалентно примерно 40% от общего числа машин всех операторов в России.

– Если рынок каршеринга будет консолидироваться, рассматриваете ли вы участие в M&A или стратегических партнерствах?

– Мы готовы к роли активного консолидатора. Сейчас мы проводим оценку и переговоры о покупке активов другого каршерингового сервиса, но раскрывать детали пока не будем.

– Как высокая ключевая ставка и макроэкономическая нестабильность влияют на рынок каршеринга?

– Конечно, сейчас непросто. Но в трудностях – наши возможности. Стоимость владения личным автомобилем продолжает расти. Новые машины стоят очень дорого. Каршеринг в таких условиях становится примерно в два раза выгоднее.

В ответ на сложившуюся экономическую ситуацию мы работаем на повышение эффективности. Активно развиваем дополнительные источники дохода: монетизируем наше цифровое и физическое присутствие с помощью оклейки авто, интеграций в мобильное приложение. Одновременно много работаем с данными, цифрами и технологиями, чтобы прогнозировать спрос и давать клиенту то, что он хочет.

Отмечу, что рост стоимости владения личным автомобилем будет продолжать подталкивать пользователей к сервисам каршерингов.

«Автомобили из КНР вышли на новый уровень по качеству»

– Какими автомобилями сейчас представлен рынок каршеринга?

– Почти половина нашего парка – это автомобили китайского производства. Раньше мы брали европейские, корейские, японские, но сейчас все изменилось.

Помню, несколько лет назад мы впервые закупили Geely. Тогда наш парк в основном состоял из VW Polo. И мы сразу почувствовали разницу. Мы увидели, что эти машины надежны, они могут работать долго. Сегодня я могу сказать, что автомобили из Китая вышли на совершенно новый уровень по качеству и комфорту.

– В России активно обсуждается переход на локализованные автомобили, то есть произведенные на территории страны, с определенной долей использования местных комплектующих и сырья. Как вы оцениваете этот законопроект?

– Для нас эти требования не являются проблемой. Не видим рисков в этом направлении, мы давно работаем с местными автопроизводителями. У нас уже много локализованных моделей, и они показывают себя отлично.

Сам законопроект еще требует существенной доработки и пока не получил поддержки правительства. Но мы в постоянном диалоге с регулятором и доносим общую позицию – и нашу, и всех игроков рынка.

– Какими вы видите ключевые вызовы для отрасли на горизонте 2–3 лет?

– Одним из вызовов остается высокая ключевая ставка, которая значительно увеличивает стоимость заимствований и лизинга, в том числе для операторов каршеринга. Еще одна сложность – инфраструктурные ограничения в регионах, где нестабильный интернет может замедлить экспансию, несмотря на низкое проникновение услуг. Но понятно, что эти ограничения связаны с безопасностью. И мы находим способы к ним адаптироваться.

Кроме того, отрасль ждет непрерывная технологическая трансформация, требующая инвестиций в системы управления парком. Растущие цены новых автомобилей, которые теперь стоят от 2 млн руб., с одной стороны, увеличивают затраты, а с другой – усиливают привлекательность каршеринга как экономичной альтернативы для потребителей.

Отрасль сталкивается с самыми разными вызовами, но при этом, повторюсь, имеет большие перспективы развития. Москва уже сегодня входит в число мировых лидеров по проникновению каршеринга, но до настоящего насыщения еще далеко. Настоящее насыщение – это когда в любой точке города машина будет в шаговой доступности.

– Глядя на всё это, что вы чувствуете, вспоминая тот первый день, когда ваш бизнес только стартовал?

– Начиналось всё, конечно, с волнения. Когда мы запустили первые 100 машин в Москве 10 лет назад, это был очень трепетный момент, не буду скрывать. Я сидел дома и не мог уснуть, в голове крутилась одна мысль: 100 машин без охраны. Вокруг было много тех, кто не верил в успех проекта, пугали, что утром я не найду ни одной машины: их просто угонят или хотя бы колеса снимут. Но утром первым делом я открыл приложение. Смотрю – и вот они все и на своих местах. Тогда я понял, что мы на верном пути. Наши клиенты в России оказались намного более цивилизованными и ответственными, чем, например, в Евросоюзе, где к каршеринговым авто относятся, мягко говоря, менее бережно.

Но помимо внутренних переживаний это был еще и очень символичный момент на мировой арене. Мы открывали бизнес как итальянская компания в России, и на церемонии открытия присутствовал посол Италии. Это было 10 сентября 2015 г., спустя всего год после введения первых санкций. Сегодня времена изменились. Посол Италии больше не отвечает на звонки и не готов встречаться, потому что у нас есть бизнес в России.

Для меня каршеринг – это не просто бизнес. Это философия, которая помогает делать жизнь лучше и свободнее. Я буду очень рад, когда каршеринг станет частью жизни каждого города в России.

Самое популярное
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал
Городская недвижимость
Курс на стабилизацию: рынок недвижимости адаптируется к новым условиям
Господдержка пока остается ключевым фактором устойчивости отрасли
Наш город
Человекоцентричный город
Почему интересы жителей должны определять развитие среды
Свободное время
Финал «Очень странных дел», продолжение Fallout и еще пять новых сериалов
Что смотреть на стримингах в конце осени и начале зимы
Культурный город
Глазами Дмитрия Донского: на Куликовом поле создадут новый музей
Исторический комплекс появится в Тульской области к 650-летию легендарной битвы
Городская недвижимость / Интервью
Недвижимость как медиапродукт: как вернуть сотрудников в офисы
Представители ВЭБ Центра – о перезагрузке деловых зданий и их неочевидных функциях