Читайте также
Как устроены концерты в абсолютной темноте
Способны ли роботы создавать искусство
Гендиректор фонда V–A–C Тереза Мавика – о том, зачем городу «ГЭС-2»

Чего боялся Врубель: экскурсия по выставке в Новой Третьяковке

Впервые представлены три «Демона» Врубеля и рисунки из психиатрических больниц
Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

3 ноября в Новой Третьяковке на Крымском Валу открылась масштабная выставка Михаила Врубеля. Впервые можно увидеть более 300 работ художника, а среди них – трех «Демонов» одновременно и графику позднего периода.

Кураторы экспозиции Ирина Шуманова (заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи) и Аркадий Ипполитов (старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа) смогли соединить разрозненные циклы и даже разрезанные картины. Например, «Пророк» и «Дама в лиловом. Портрет Н. Забелы-Врубель», которые хранятся в Москве и Санкт-Петербурге, на этой выставке снова стали единой композицией.

Но главным хитом экспозиции стали три «Демона», которых Врубель писал на протяжении 12 лет. Этот образ не только стал центральной темой творчества, но и во многом определил путь и трагическую судьбу художника. Первый демон – это «Демон» (сидящий) 1890 года представляет переживания человека эпохи fin de siècle. Врубель говорил, что его «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом…а «демон» с греческого означает «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа». Изображение природы вокруг на картине тоже необычно – художник использует мастихин и широкую кисть, чтобы «кристаллизовать» все формы, уподобить их мозаике. 

Второй демон – «Летящий» 1899 года. В этой работе уже совершенно другие цвета, более мрачные, словно трагическое предчувствие. Его появление в творчестве художника было неожиданным – нет ни одного эскиза или упоминаний о том, что Врубель его обдумывал. Этот образ стал во многом подготовкой для разработки последнего демона, завершившего и трилогию, и одновременно карьеру художника, – «Демона поверженного». По словам Ирины Шумановой, если перевернуть «Демона летящего», то как раз выйдет композиция «Демон поверженный». Еще один сюрприз – световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней. 

Переход от одного зала в другой напоминает смену театрального действия. Архитекторы экспозиции Сергей Чобан и Александр Шейнер превратили залы первого этажа в прорезанную окнами структуру, которая должна подчеркнуть ломаные линии рисунка Врубеля и одновременно стать метафорой его ломаной жизни. Кроме того, каждое окно – это обращение к работе из следующего зала, такой дизайнерский ход подчеркивает, что все работы художника связаны между собой. 

Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Отдельно на выставке рассказывается о важной роли в жизни Врубеля Саввы Мамонтова. Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы. 

Но удивительным образом в портрете «С.В. Мамонтова» художник рассказал не о русском Медичи (как называли Мамонтова современники), а о той злой доле, что ему была уготована. В этой работе знаменитый покровитель искусств выглядит испуганным, а итальянская скульптура плакальщицы на заднем плане, которую Мамонтов привез с собой из заграничной поездки, стала печальным символом грядущих перемен в жизни известного промышленника. Ровно два года спустя после создания портрета Мамонтова обвинили в государственных растратах при строительстве железной дороги, и, хотя в конце концов суд его оправдал, но вернуть былую славу и репутацию он уже был не в силах.

Дополняют портрет Мамонтова на выставке два керамических горельефа в форме морды льва – это работа Врубеля для ворот московской усадьбы С. Мамонтова (во время судебного разбирательства Мамонтовы вынуждены будут продать этот дом с молотка). Изображения этих львов в свое время использовали как эмблему керамической мастерской Абрамцево на всех рекламных листовках. 

Благодаря Мамонтову Врубель познакомился с главной музой свой жизни – оперной певицей Надеждой Забелой, поэтому следующей точкой на маршруте экспозиции стал зал с ее изображениями. Здесь есть и самые первые портреты Забелы, созданные Врубелем после первой встречи с Надеждой во время репетиции оперы «Гензель и Гретель». Он сразу влюбился и сразу сделал предложение. Надежда дала согласие, но попросила сначала написать ее портрет. В итоге Врубель написал не один, а целых три варианта Надежды с напарницей по театру Татьяной Любатович. На выставке есть и знаменитая «Сирень», созданная по фотографии с Надеждой Забелой, и сценические образы жены, как «Снегурочка» или «Царевна Волхова». Супруга стала не только основной моделью художника, но и верным другом на протяжении всей жизни, разделив в годы болезни судьбу мужа. А когда Врубель ослеп, голос Забелы-Врубель стал для него единственной связью с миром. 

Еще одним интересным пунктом на выставке стал Ренессансный зал, где кураторы смогли собрать три панно и три плафона, созданные Врубелем для дома инженера К.Г. Дункера и Е.Д. Дункер, дочери известного коллекционера Д.П. Боткина. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло.

К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый – «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом.

Самая новаторская часть экспозиции – это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Здесь есть и предвестие Эгона Шиле, и Марка Шагала, и Пабло Пикассо. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический. По зарисовкам можно определить, как протекала его болезнь: это были бесконечные перепады от черного безумия к светлому просветлению (отсюда у архитекторов возникла идея чередовать залы черного и белого цвета).

Врубелю повезло с врачами. Он сменил 4 клиники: Поморского, Введенского, Карпова и Усольцева – и везде он находил понимание, и каждый лечащий врач в нем видел не только пациента, но и могучего художника. Главный объект последнего цикла – это большая перламутровая раковина, не виденье или греза, а вполне реальный объект, привезенный на выставку из петербургского собрания Русского музея. Врубель создал десятки зарисовок с так называемой «жемчужиной», с нимфами и без, но чем больше он ее рисовал, тем больше он уходил в абстракцию, расчерчивая лист на две плоскости – белого и черного цвета.

Художник показал раковину и на одном из последних автопортретов, созданном после выхода из клиники Усольцева. В нем художник хотел заявить о своем возрождении, возвращении к нормальной жизни и к работе. Вместо традиционной палитры Врубель держит схожую по форме раковину, которая была для него символом творящей энергии. А образ лебедя позади стал воплощением творческого успеха жены Надежды Забелы-Врубель, исполнившей роль Царевны-лебедь. При всей внешней парадности портрета взгляд художника полон смятения, словно он предчувствовал наступающее бессилие перед полной потерей зрения. На протяжении жизни художник стремился уйти от изображения реальности в мир грез и фантазий, создать нечто невообразимое и, сам того уже не ощущая, занял ведущую роль не только в русском символизме и модерне, но и в модернизме в целом. «В сочетании цветовых пятен его работ уже можно увидеть Кандинского», – комментирует Аркадий Ипполитов.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров