Читайте также
Что смотреть в апреле: 6 новых сериалов
Театральные премьеры апреля: «Укрощение строптивой» Кончаловского и Дон Кихот на футбольном матче
Экотропы в Москве: где можно погулять с пользой для здоровья

Новые весенние выставки: главные лица русского модерна и безмятежные гетеры

Антиквары и ювелиры, редкие плакаты модерна, античность Семирадского и искусство современной Индии — что покажут москвичам
Сергей Киселев / Агентство «Москва»

«АРТ МОСКВА». Ярмарка классического и современного искусства

Гостиный Двор 

13-17 апреля 2022

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Спустя девять лет ярмарка «АРТ МОСКВА» возвращается в обновленном формате гармоничного соединения старого и современного искусства, столь популярном у международных ярмарок.

Едва отойдя от коронавирусных ограничений, устроители столкнулись с проблемами не менее глобальными: некоторые экспоненты не смогли принять участие из-за заблокированных средств владельцев в иностранных банках, у других просто не получилось вывезти произведения искусства из-за границы. Тем не менее «АРТ МОСКВА», в отличие от книжной выставки Non Fiction, отмененной в апреле, выстояла и сумела собрать более 100 участников.

Пространство Гостиного Двора будет разделено на три части: за разделом классического — антикварного — искусства последует раздел искусства современного, не менее насыщенной станет «ювелирная улица», на которой отечественные ювелиры покажут как необычные дизайнерские произведения, так и камни удивительной редкости и чистоты. 

Два выставочных проекта будут посвящены русскому портрету XVIII–начала XX вв. («Антикварная торговля» А. Лелянова и «Антикварный» на Кутузовском, 24), а галерея «Люмьер» выставит лучшие работы классика советской фотографии Наума Грановского, снимавшего Москву в середине XX в. Из современных экспозиций стоит выделить работы художников Олега Хвостова и Аси Феоктистовой на стенде подмосковной галереи «Гридчинхолл» и проект «Красный апрель» (галерея «Ковчег»), поставивший себе цель «реабилитировать» красный цвет и вернуть ему первоначальное значение без политических связей, очистить до простого оптического явления.

«Лики модерна»

Инженерный корпус Третьяковской галереи

15 апреля — 14 августа 2022

П. И. Ассатуров. Афиша «Бал-маскарад-монстр 24 января 1901 года в залах Благородного Собрания» / Третьяковская галерея

Третьяковская галерея продолжает исследовать русский модерн, расцвет которого пришелся на период между 1896 и 1914 гг.  

В это время художники с увлечением создают новый мир вымысла и грез, объединяют реальность с фантазиями, а все знаковые идеи предыдущих эпох смешиваются, пересматриваются, наполняются новым, современным содержанием с элементами национального фольклора. 

Логичный вопрос, что же нового могут рассказать кураторы о достаточно изученном стиле? На этот раз к живописным и скульптурным произведениям добавятся редко показываемые плакаты и афиши — новинки художественной жизни рубежа веков. По этим афишам легко составить представление о динамичной атмосфере столицы той эпохи — выставки сменяются поэтическими и музыкальными вечерами, постановки кабаре привлекают внимание не меньше, чем традиционные театральные спектакли. 

Встречаются и такие интересные экземпляры афиш, как «Бал-маскарад-монстр» (1900-1901), созданная не слишком известным Павлом Ассатуровым. Новым видом искусства в России не пренебрегали заниматься и художники первой величины. Благодаря усилиям Бакста, Билибина, Лансере, Сомова язык плаката обогатился приемами живописи и графики, книжной иллюстрации и театрально-декорационного искусства. Интересно, что чрезвычайно востребованный московский архитектор Лев Кекушев также интересовался плакатной графикой и в 1897 г. даже нарисовал «Афишу выставки Строгановского училища», о которой знают в основном специалисты.

«По примеру богов. Генрих Семирадский»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу 

28 апреля 3 июля 2022

Г. И. Семирадский. Опасный урок / Третьяковская галерея

Выставка работ Генриха Семирадского станет, вероятно, самой позитивной  экспозицией 2022 г. На его чувственных полотнах (созданных в стиле европейского неоклассицизма) всегда солнечно и тепло, безмятежные граждане Римской империи ведут расслабленное существование, танцуют прекрасные обнаженные гетеры. 

До сих пор ведутся споры, к какой национальной школе отнести художника. Семирадский — поляк по происхождению, родился в селе Печенеги под Харьковом, в семье польского дворянина, генерала царской армии Ипполита Семирадского. Стезю художника он выбрал не сразу — в Харьковском университете он обучался на физико-математическом факультете и даже написал диссертацию об инстинктах насекомых. Но интерес молодого человека сместился от точных наук к рисунку, и вот уже Семирадский студент Императорской Академии художеств, позже — ее академик.

Не порывая связей с Польшей и Россией, художник предпочитал жить и творить в солнечной Италии. Реализм, с его вниманием к простым людям и их бедам, его совершенно не интересовал, за что художника регулярно порицали. Огромная картина Семирадского «Фрина на празднике Посейдона», которую приобрел император Александр III, фактически послужила основанием для появления Русского музея в Санкт-Петербурге. Царь щедро оплачивал заказы художнику, дружил с ним, чем вызывал патриотический гнев у русских живописцев. Передвижники и вовсе называли Семирадского «чертополохом, от которого нужно избавиться». Павел Третьяков в результате личного конфликта не только не купил ни одной картины художника, но и запретил совету галереи это делать.

Тем не менее художник благополучно продолжал жить в своем богатом доме в Риме, который внесли в путеводители XIX в. как достопримечательность, собирать предметы старины и писать любимую античность. При этом Семирадский был достаточно мрачным и депрессивным человеком, серьезно увлекавшимся оккультизмом.

На выставке представят около сотни работ Генриха Семирадского, а также ряд произведений мастеров его круга из российских и зарубежных частных собраний. Графику, живопись и скульптуру второй половины XIX в. дополнят работы современных художников, — проект группы AES+F «Пир Трималхиона», серия фотографий Тимофея Парщикова с говорящим названием Times New Roman.

«Индия! New Art»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

27 мая18 сентября 2022

Предоставлено организаторами выставки

В Москву прибудут работы самых значимых и авторитетных современных авторов: Мриналини Мукерджи, Субодхы Гупты, Амара Канвара, Шилпы Гупты, Аниты Дюбе и Аниша Капура. Заявлено более 80 работ мастеров из зарубежных собраний, в том числе из крупнейшей в мире коллекции современного индийского искусства — частного Музея Киран Надар (Нью-Дели). Характерная особенность индийского искусства: художники мыслят глобально и широко, поэтому арт-объект или видеоинсталляция — все очень больших размеров. Посетителям выставки предстоит узнать, как живет загадочная древняя страна, насколько она верна традиции или, наоборот, открыта художественным экспериментам.

Самое популярное
Наш город / Галерея
Весенний велофестиваль прошел в Москве
Участниками велопрогулки по Садовому кольцу стали более 42 тыс. человек
Другие города
Как отдыхать за границей во время санкций
Оплачивать отели и экскурсии теперь лучше до вылета за рубеж, чтобы не столкнуться с проблемами на месте
Свободное время
Ангелы и демоны живут среди нас: новый роман от автора «Петровы в гриппе и вокруг него»
Алексей Сальников написал новый роман – «Оккульттрегер». В нем демоны и ангелы живут среди людей, а связывают весь этот разношерстный социум оккульттрегеры
Свободное время
Создатель мобильного приложения YouTube: «В любом начинании будет тяжело, но все окупится»
Андрей Дороничев рассказал, как опыт работы менеджером по продукту в Google помогает ему осваивать музыкальное поприще
Свободное время
Детектив на подводной лодке и триллер с элементами мелодрамы: 5 сериалов с сильными женскими персонажами
В ожидании «Женщины-Халка» — девичий «Повелитель мух», шпионский роман с российским акцентом и не только
Свободное время
Куда пойти в выходные 21-22 мая
Спектакли о любви, снежная буря в мае от Полунина и новое индийское меню для тех, кому холодно
Горожане
«Барьеров нет — они в головах у людей». Вице-президент МТС — о возможностях пробивать стены в бизнесе
Александр Ханин рассказал «Ведомости. Городу» о том, как превратить «дело безумцев» в рублевого единорога
Наш город
Иностранные инвесторы вложили в развитие Москвы свыше $256 млрд
Доля столицы в общероссийском товарообороте со странами Ближнего Востока составляет 37%
Культурный город
5 вдохновляющих мемуаров: Ильф, Оруэлл и чиновник-коррупционер
Жизненные уроки известных людей для осмысления в нестабильное время
Горожане / Мнение
Что мешает отцам пользоваться отпуском по уходу за ребенком
60 лет назад отцы в среднем проводили с детьми только 16 минут в сутки, а сейчас – в 4 раза больше: 59 минут
Другие города
Промышленный туризм: как закаляют сталь
Самые высокие плотины ГЭС, доменные печи, видимые из космоса карьеры, депо метро — туристов ждут 250 предприятий
Наш город
Весенний велофестиваль пройдет в Москве 21 мая
Принять участие в заезде может любой желающий в возрасте от 14 лет
Горожане
«Живу в Москве как в Риме». Влад Лисовец — о том, как организовал себе европейский образ жизни
Гуляем по Москве с экспертом моды и телерадиоведущим
Наш город / Галерея
20 тысяч спортсменов приняли участие в Московском полумарафоне
Самый массовый забег России на дистанции 21,1 километра состоялся в столице в воскресенье
Наш город
Не по возрасту. Почему молодое поколение кажется таким инфантильным
«Современные подростки в меньшей степени готовы принимать важные решения и предпочитают перекладывать свою ответственность на других»