Читайте также
Что смотреть в апреле: 6 новых сериалов
Театральные премьеры апреля: «Укрощение строптивой» Кончаловского и Дон Кихот на футбольном матче
Экотропы в Москве: где можно погулять с пользой для здоровья

Новые весенние выставки: главные лица русского модерна и безмятежные гетеры

Антиквары и ювелиры, редкие плакаты модерна, античность Семирадского и искусство современной Индии — что покажут москвичам
Сергей Киселев / Агентство «Москва»

«АРТ МОСКВА». Ярмарка классического и современного искусства

Гостиный Двор 

13-17 апреля 2022

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Спустя девять лет ярмарка «АРТ МОСКВА» возвращается в обновленном формате гармоничного соединения старого и современного искусства, столь популярном у международных ярмарок.

Едва отойдя от коронавирусных ограничений, устроители столкнулись с проблемами не менее глобальными: некоторые экспоненты не смогли принять участие из-за заблокированных средств владельцев в иностранных банках, у других просто не получилось вывезти произведения искусства из-за границы. Тем не менее «АРТ МОСКВА», в отличие от книжной выставки Non Fiction, отмененной в апреле, выстояла и сумела собрать более 100 участников.

Пространство Гостиного Двора будет разделено на три части: за разделом классического — антикварного — искусства последует раздел искусства современного, не менее насыщенной станет «ювелирная улица», на которой отечественные ювелиры покажут как необычные дизайнерские произведения, так и камни удивительной редкости и чистоты. 

Два выставочных проекта будут посвящены русскому портрету XVIII–начала XX вв. («Антикварная торговля» А. Лелянова и «Антикварный» на Кутузовском, 24), а галерея «Люмьер» выставит лучшие работы классика советской фотографии Наума Грановского, снимавшего Москву в середине XX в. Из современных экспозиций стоит выделить работы художников Олега Хвостова и Аси Феоктистовой на стенде подмосковной галереи «Гридчинхолл» и проект «Красный апрель» (галерея «Ковчег»), поставивший себе цель «реабилитировать» красный цвет и вернуть ему первоначальное значение без политических связей, очистить до простого оптического явления.

«Лики модерна»

Инженерный корпус Третьяковской галереи

15 апреля — 14 августа 2022

П. И. Ассатуров. Афиша «Бал-маскарад-монстр 24 января 1901 года в залах Благородного Собрания» / Третьяковская галерея

Третьяковская галерея продолжает исследовать русский модерн, расцвет которого пришелся на период между 1896 и 1914 гг.  

В это время художники с увлечением создают новый мир вымысла и грез, объединяют реальность с фантазиями, а все знаковые идеи предыдущих эпох смешиваются, пересматриваются, наполняются новым, современным содержанием с элементами национального фольклора. 

Логичный вопрос, что же нового могут рассказать кураторы о достаточно изученном стиле? На этот раз к живописным и скульптурным произведениям добавятся редко показываемые плакаты и афиши — новинки художественной жизни рубежа веков. По этим афишам легко составить представление о динамичной атмосфере столицы той эпохи — выставки сменяются поэтическими и музыкальными вечерами, постановки кабаре привлекают внимание не меньше, чем традиционные театральные спектакли. 

Встречаются и такие интересные экземпляры афиш, как «Бал-маскарад-монстр» (1900-1901), созданная не слишком известным Павлом Ассатуровым. Новым видом искусства в России не пренебрегали заниматься и художники первой величины. Благодаря усилиям Бакста, Билибина, Лансере, Сомова язык плаката обогатился приемами живописи и графики, книжной иллюстрации и театрально-декорационного искусства. Интересно, что чрезвычайно востребованный московский архитектор Лев Кекушев также интересовался плакатной графикой и в 1897 г. даже нарисовал «Афишу выставки Строгановского училища», о которой знают в основном специалисты.

«По примеру богов. Генрих Семирадский»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу 

28 апреля 3 июля 2022

Г. И. Семирадский. Опасный урок / Третьяковская галерея

Выставка работ Генриха Семирадского станет, вероятно, самой позитивной  экспозицией 2022 г. На его чувственных полотнах (созданных в стиле европейского неоклассицизма) всегда солнечно и тепло, безмятежные граждане Римской империи ведут расслабленное существование, танцуют прекрасные обнаженные гетеры. 

До сих пор ведутся споры, к какой национальной школе отнести художника. Семирадский — поляк по происхождению, родился в селе Печенеги под Харьковом, в семье польского дворянина, генерала царской армии Ипполита Семирадского. Стезю художника он выбрал не сразу — в Харьковском университете он обучался на физико-математическом факультете и даже написал диссертацию об инстинктах насекомых. Но интерес молодого человека сместился от точных наук к рисунку, и вот уже Семирадский студент Императорской Академии художеств, позже — ее академик.

Не порывая связей с Польшей и Россией, художник предпочитал жить и творить в солнечной Италии. Реализм, с его вниманием к простым людям и их бедам, его совершенно не интересовал, за что художника регулярно порицали. Огромная картина Семирадского «Фрина на празднике Посейдона», которую приобрел император Александр III, фактически послужила основанием для появления Русского музея в Санкт-Петербурге. Царь щедро оплачивал заказы художнику, дружил с ним, чем вызывал патриотический гнев у русских живописцев. Передвижники и вовсе называли Семирадского «чертополохом, от которого нужно избавиться». Павел Третьяков в результате личного конфликта не только не купил ни одной картины художника, но и запретил совету галереи это делать.

Тем не менее художник благополучно продолжал жить в своем богатом доме в Риме, который внесли в путеводители XIX в. как достопримечательность, собирать предметы старины и писать любимую античность. При этом Семирадский был достаточно мрачным и депрессивным человеком, серьезно увлекавшимся оккультизмом.

На выставке представят около сотни работ Генриха Семирадского, а также ряд произведений мастеров его круга из российских и зарубежных частных собраний. Графику, живопись и скульптуру второй половины XIX в. дополнят работы современных художников, — проект группы AES+F «Пир Трималхиона», серия фотографий Тимофея Парщикова с говорящим названием Times New Roman.

«Индия! New Art»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

27 мая18 сентября 2022

Предоставлено организаторами выставки

В Москву прибудут работы самых значимых и авторитетных современных авторов: Мриналини Мукерджи, Субодхы Гупты, Амара Канвара, Шилпы Гупты, Аниты Дюбе и Аниша Капура. Заявлено более 80 работ мастеров из зарубежных собраний, в том числе из крупнейшей в мире коллекции современного индийского искусства — частного Музея Киран Надар (Нью-Дели). Характерная особенность индийского искусства: художники мыслят глобально и широко, поэтому арт-объект или видеоинсталляция — все очень больших размеров. Посетителям выставки предстоит узнать, как живет загадочная древняя страна, насколько она верна традиции или, наоборот, открыта художественным экспериментам.

Самое популярное
Свободное время / Галерея
Как прошла выставка «Наследие» в рамках BRICS+ Fashion Summit
Она состоялась в московском «Зарядье»
Свободное время
Что слушать этой осенью: опера про Оппенгеймера и «Мастер и Маргарита» в Большом
Главные события в мире музыки, которые порадуют москвичей этой осенью
Наш город
Во второй половине октября в Москве ожидается снег
Медики рекомендуют москвичам сделать прививку от гриппа и COVID-19
Наш город / Галерея
Вдоль реки: как в Москве благоустраивали набережные
На них появились велодорожки, зеленые зоны, смотровые площадки и пристань-амфитеатр
Наш город
Экскурсии, танцы и спорт: ВДНХ этим летом посетили 9 млн человек
Собянин рассказал о событиях, которые принял выставочный комплекс в год 85-летия
Наш город
В Москве запустили зоотрансляции и нашли древние изразцы – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Наш город
Подземка на связи: единому диспетчерскому центру метро исполнилось пять лет
За время работы ЕЦД скорость реагирования служб выросла в 2,5 раза
Свободное время
Куда пойти в выходные 5–6 октября
Самые интересные события в Москве
Москва 2030
Столичные власти рассчитывают к 2030 году существенно нарастить кинопроизводство
Создание кинокластера решит проблему дефицита павильонов и расширит возможности для натурных съемок
Москва 2030
Сад Маргариты, лаунж-зоны и миллионы алых роз в Москве
Как ландшафтное искусство преображает привычное городское пространство
Москва 2030
В Москве подвели итоги нового формата летних активностей
За 100 дней фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» посетило более 10,5 млн гостей
Москва 2030
В Москве продолжится масштабное благоустройство до 2030 года
Сергей Собянин рассказал, какие изменения ждут столицу
Москва 2030
Благодаря программе благоустройства 90% москвичей имеют парки в пешей доступности
В ближайшие пять лет властям города следует сосредоточиться на внедрении инновационных решений и более активном участии в процессе жителей
Москва 2030
Какой будет коммунальная инфраструктура Москвы к 2030 году
Несмотря на беспрецедентный рост энергоэффективности, перед правительством города стоит целый ряд вызовов в сфере коммунального хозяйства
Наш город
«Ведомости» и поздравить не жалко
Представители бизнеса, власти, деятели культуры и эксперты отметили 25-летие газеты