Проекция будущего. В Москве открылась международная выставка хайтек-искусства
Здесь собраны объекты modern art и искусства, созданного с помощью технологий«Мультимедиа арт музей» (МАММ) празднует свое 25-летие в рабочем режиме – 21 декабря здесь открывается новая международная биеннале современного искусства и искусства, созданного с помощью современных технологий.
Идея «Искусство будущего / Art for the Future» давно лежала на поверхности, но реализовать ее получилось только сейчас, собрав в экспозицию более 50 проектов художников из 12 стран. Здесь и те, кого уже можно назвать мэтрами, – Михаль Ровнер, teamLab, группа AES+F, Рафаэль Лозано-Хеммер, Рефик Анадол, Stanza, Random International – и молодые, дерзкие ребята – Юлия Вергазова, Анна Ротаенко, Максим Змеев, Мария Молокова, Екатерина Балабан, Анастасия Королева, Наталья Алфутова, Анна Толкачева, а также Катя Пряник и Саша Сереченко, спрятавшиеся за «вывеску» Gray Cake. Все они пытаются отрефлексировать, как меняется наш мир в результате бушующей четвертой промышленной революции, которую принято называть Индустрией 4.0.
В создании работ использовались самые разные революционные завоевания: нейросети, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность, 3D-принтеры, робототехника и многое другое, что если и не составляет нашу повседневность прямо сейчас, то вот-вот ею станет.
Несмотря на то что мир по-прежнему разделен пандемией чуть ли не жестче, чем железным занавесом, организаторам удалось соблюсти международный формат выставки. Отсюда и двуязычное название биеннале – «Искусство будущего / Art for the Future».
Вероятно, через два года коронавирус отступит и следующий фестиваль будет проще организовывать. Но сейчас бессменному директору МАММ Ольге Свибловой пришлось использовать весь свой авторитет и все красноречие, чтобы привлечь к своему новому выставочному проекту не последних зарубежных авторов. То же самое можно сказать и о партнерах: Наталья Опалева, Сергей Адоньев, Дмитрий Аксенов, Андрей Чеглаков, Александр Светаков не с каждым пустятся в авантюру. А «Искусство будущего / Art for the Future» пока именно авантюра, сулящая большие дивиденды, но не сразу, а годы спустя, как это было в свое время с коллекционерами Щукиным и Морозовым, которые первыми рискнули включить в свои коллекции работы художников, потом ставших мировыми классиками.
Чтобы расширить аудиторию, организаторы биеннале запускают цифровую платформу, на которой будут размещены проекты, созданные в онлайн-формате. И если основная экспозиция уже зафиксирована, то платформа будет постоянно пополняться новыми работами.
Другой важнейшей составляющей биеннале «Искусство будущего / Art for the Future» станет образовательная программа. Она стартует в конце января 2022 г. и пройдет как в офлайн-, так и в онлайн-формате, что позволит участвовать в ней не только жителям столицы. Свиблова вообще последовательно выступает за децентрализацию искусства, поэтому через четыре месяца экспонаты биеннале покинут стены МАММа и отправятся в региональное турне по городам России.